Экономика ЕС выдержала карантин лучше, чем прогнозировали в Европейской комиссии во время первой волны пандемии COVID-19. Но положительные тенденции может перечеркнуть вторая волна коронавируса.
Миллиарды безработным
Не успели в Евросоюзе порадоваться относительно хорошей статистике экономик (гораздо лучшей, чем ожидали буквально все экономисты), как страны стали повторно закрываться на карантин. Первые признаки оживления совсем не означают свет в конце туннеля, утверждают в Брюсселе. Главной задачей становится эффективное использование инвестиций, иначе будет упущена возможность рационально преобразовать экономику с помощью дешёвых финансовых ресурсов, под которыми подразумевают как рекордный семилетний бюджет на сумму в свыше 1 трлн евро, так и фонд поддержки экономики в 750 млрд евро.
"Единый рынок — это наш главный актив, и он восстанавливается. Но Европе необходимо сильное и всеобъемлющее восстановление", — говорил на Брюссельском экономическом форуме вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. "Целью не является вернуться туда, где мы были до кризиса, а инвестировать в будущее", — добавил он, имея ввиду общий портфель бюджета и антикризисного фонда в 1,83 трлн евро.
Центральными в этих планах называют зелёные инвестиции и развитие цифровой экономики. Первым из бюджета ЕС намерены выделить около трети необходимого финансирования. Кроме прочего, планируется введение краткосрочных выплат по безработице по программе SURE. Это программа поддержки занятости в ЕС объёмом в 100 млрд евро, которая стартовала в конце сентября и будет действовать до 31 декабря 2022 года. Финансовая поддержка будет предоставляться членам ЕС в форме займов на выгодных условиях, а уже национальные правительства будут внедрять их в свои собственные программы по уменьшению безработицы.
Возрождение через потребление
По словам В. Домбровскиса, ЕК в скором времени планирует представить предложение о размере минимальной зарплаты, которое поможет обеспечить участие всех граждан ЕС в системе социального страхования и получения при необходимости ощутимых страховых выплат.
"Для того, чтобы перестроить свою социальную модель, мы готовы действовать совместно. Стратегическая независимость Европы — это наша цель для будущих поколений", — говорил на конференции глава Европейского совета, экс-премьер Бельгии Шарль Мишель.
Во втором квартале ВВП стран ЕС в среднем снизился на 13,9%. Меньше всего в Ирландии (на 3,7%), больше всего в Испании (на 22,1%). В третьем квартале экономики показали стремительный рост. Германии – на 8,2%, Италии на 16,1%, Испании на 16,7%, а во Франции и вовсе на 18,2%. В целом по ЕС — на 12,1%, а в еврозоне на 12,7%. Но стоит держать в уме, что это были самые спокойные месяцы после первой волны коронавируса. И это цифры по сравнению со вторым кварталом. Если сравнивать с показателями третьего квартала 2019 года, то всё выглядит совсем иначе. Общее падение экономики ЕС на 3,9%. Таким образом встал извечный вопрос: как считать? Оптимисты указывают на сиюминутные изменения, заявляя, что экономика жизнеспособна, только её нельзя закрывать, а дальше бизнес всё сам отыграет. Пессимисты указывают на долгосрочную перспективу и сравнивают годовой отрезок.
Сами жители сообщества, кажется, пока что не верят, что гигантские средства, которые одолжат от имени всего ЕС, а отдавать их придётся до конца 50-х годов, усилят экономики. Только 19% респондентов считают, что ЕС выйдет из кризиса окрепнувшим, показывают последние социологические опросы.
Комфортная жизнь вернётся только тогда, когда люди вновь начнут тратить, считает обозреватель The Financial Times Мартин Сэндбю.
"Двигаясь в 2021 год, очень важно поддерживать крепкий спрос. Мы должны использовать появившиеся финансовые возможности, но гораздо важнее многое сделать для тех, кто больше всего пострадал от кризиса COVID-19, — кто потерял свою работу", — говорил он на прошедшем форуме.
По словам обозревателя, необходимо обновить систему социальной защиты стран ЕС. Возможно, даже вводя универсальные выплаты долгосрочным безработным. «Было бы ошибкой противопоставлять экономическое восстановление и вопрос социальных выплат. А главное в стремлении постоянно поддерживать спрос — это нескончаемые инвестиции", — считает М. Сэндбю.
Цель — разогнать инфляцию
Тем не менее в Еврокомиссии подчёркивают, что автоматически деньги странам выдавать не будут, а кто хочет получить доступ к фонду помощи, должны будут представить четырёхлетнюю программу реформ, то есть подготовить планы по трансформации экономики, которые будут соответствовать целям зелёной и цифровой повестки ЕС.
"Национальные планы должны быть направлены на рост производительности и инвестиций, но при этом не искажать условия рынка", — поясняет вице-президент ЕК. При этом он отметил, что положение на рынке труда оказалось лучше, чем в начале кризиса прогнозировали в Брюсселе. В Евросоюзе безработица по последним данным Евростата составляет 7,4%.
Ещё одна новая тенденция в ЕС — дефляция, которую едва ли не по всей еврозоне фиксируют уже два месяца подряд. В августе в среднем в еврозоне была зафиксирована дефляция в размере 0,2%, в сентябре — 0,3%.
Европейский центральный банк уже начал посылать сигналы, что в будущем готов отпустить цены. Среднесрочная цель — инфляция в 2%. Глава ЕЦБ Кристин Лагард уже анонсировала пересмотр денежной политики для достижения большей гибкости. "Уровень инфляции очень далеко от нашей цели", — сказала она в интервью Harvard International Review.
Согласно новейшим прогнозам, инфляция в еврозоне продолжит оставаться на негативных отметках, однако год в ЕЦБ рассчитывают завершить на уровне плюс 0,3%, в 2021 все месяцы ожидают небольшой, но рост цен, а 2022 год планируют завершить с инфляцией в 1,5%.