Народный фольклор относит к вещам, на которые можно смотреть вечно, три явления: как горит огонь, как течёт вода, и третье — по ситуации. В нашей ситуации — на то, как глава Центризбиркома Элла Памфилова выгоняет главу Горизбиркома с неважно какой фамилией. Сначала Алексея Пучнина, потом Виктора Панкевича, теперь вот Виктора Миненко.
Претензии у Москвы всегда одни и те же: выборы скандальные, нарушения и всё такое.
С одной стороны, сложно с этим спорить. Но с другой — особенно после того, как Памфилова сказала, что трёхдневное голосование "нравится гражданам", и предложила тиражировать опыт, — кто бы говорил. А с третьей — попробовала бы она так в Чечне.
В общем, есть некоторое расхождение между заявлениями и логикой, и его необходимо объяснить. На поверхности лежит то, что Горизбирком фактически контролируется ЗакСом и руководством местной "Единой России", выпадая, таким образом, из центризбиркомовской вертикали. Настолько, что иногда откровенно плюёт на позицию Памфиловой (как, например, на думских выборах 2016 года, когда она хотела пересчитать голоса в округе Оксаны Дмитриевой, но местная комиссия демонстративно признала победу в нём Михаила Романова). Однако Алексей Пучнин был открытым врагом Вячеслава Макарова — а его Памфилова тоже не любила.
Возможно, всё дело в скандальности. Тут, конечно, есть существенное отличие Петербурга от Чечни, где голосование организуют так хорошо, что никто ещё ни разу не возмутился. А если и возмутился, то его потом не нашли. Только вот в условиях российской действительности скандальность — единственный показатель если не честности выборов, то, по крайней мере, их хотя бы относительной конкурентности. И наличия хоть какой–то жизни на политическом поле.
Если так, то не стоит удивляться, что губернатор вручил Виктору Миненко орден Почёта: Горизбирком в его лице высоко нёс знамя Петербурга как европейского города, свидетельствуя всей остальной России, что в нём есть политическая жизнь.
Правда, говорят, что это — орден перед отставкой. Будем надеяться, что его преемник продолжит традицию скандальных выборов, выгодно отличающую нашу демократию от прочих сатрапий. Лучшую альтернативу которой в Центризбиркоме всё равно создать не могут.