Раз в год в ноябре социологи в преддверии профессионального праздника выясняют отношение граждан к опросам общественного мнения. Спрашивают граждан именно об отношении к методу, а не к социологии как таковой. Это очень правильно. Ведь понимания того, что это такое, в обществе толком нет.
Наука эта довольно сухая, исследующая протекающие в обществе процессы, его структуру, функционирование институтов и прочие малопонятные человеку без профильного или хотя бы смежного образования вещи.
Опросы — всего лишь один из инструментов получения первичных данных для анализа и дальнейших выводов. Этакий бульдозер, загребающий тонны породы, из которых после кропотливой работы получится грамм руды — знаний, которые можно будет без оговорок называть социологическими.
Большинство же обычных людей называют социологией любые опросы.
Это хорошо иллюстрирует популярность интернет–голосований. Их проводят на личных страницах, в сообществах, на сайтах СМИ или учреждений по любой теме, кажущейся важной. Если полученные результаты организаторов устраивают, они их повсюду цитируют, называя "социологическими данными". Если же нет, то либо удаляют, либо обвиняют кого–нибудь в накрутках и привлечении ботов.
Забавно, что с данными вполне официальных опросов серьёзных ведомств, проведённых в соответствии с научной методологией, поступают точно так же. Нравится опрос: "социология доказывает, что…" И дальше личные оценочные выводы. Не нравится: "хотя заказные опросы говорят вот так, на самом деле…" И дальше те же самые выводы. Грешат этим все: блогеры, журналисты, аналитики и политики.
Учёные тем временем сидят и методично считают длинные ряды данных, стараясь увидеть в них закономерности и угадать тенденции. Иногда получается.
Опросы двух конкурирующих социологических ведомств — официозного ВЦИОМ и "иностранного агента" "Левада–центра" — показывают довольно схожую картину. Доверяют опросам и считают их полезными 50% и более.