Жители Петербурга, как и других регионов, стали чаще жаловаться в социальных сетях на дефицит лекарств в аптеках, причём всех — от элементарного парацетамола до актуального Арбидола. Власти в свою очередь обвиняют в ажиотаже граждан и призывают их не скупать таблетки "как гречку". Участники рынка считают, что проблемы появились после введения маркировки. Однако эксперты отмечают, что если система лекарственного обеспечения не будет восстановлена в нормальном режиме, то рынок неминуемо столкнётся с коллапсом.
В понедельник, 16 ноября, губернатор Александр Беглов на своей странице в "ВКонтакте" сообщил, что Петербург получил 203 млн рублей на лекарства для тех, кто лечится от коронавируса дома. В комментариях к посту развернулась дискуссия. Пользователи начали жаловаться на отсутствие лекарств, рекомендованных Минздравом для лечения COVID-19, в городских аптеках. В связи с этим горожане в комментариях призвали власти вести продажи этих лекарств строго по рецепту. "Люди скупают лекарства "на всякий случай" и в итоге те, кому они действительно нужны, не могут их купить", — жалуются горожане.
"Дикость какая-то, когда народ бежит и скупает антибиотики, противовирусные и другие лекарства. Наверное, это делают те, у кого ещё остались весенние запасы гречки и туалетной бумаги. Закупаться наши граждане умеют", — добавляет другой пользователь.
Однако некоторые петербуржцы не согласились с этим утверждением. По их мнению, в перебоях с поставками виноваты власти. "Дикость, когда государство не может обеспечить народ лекарствами. В 21 веке в городе отсутствуют антибиотики, не в начале 20 века, их тогда ещё не изобрели, а в начале 21 века в европейском городе", — написал петербуржец.
Позже Беглов сообщил, что петербургские фармацевтические предприятия увеличили выпуск лекарств, однако их не хватит, если горожане продолжат скупать препараты. "Если антибиотики не скупать, как гречку, их хватит на всех", — подчеркнул глава города.
Сложная ситуация
По данным Общероссийского народного фронта в Петербурге, по итогам мониторинга аптек, из рекомендованных Минздравом схем, фавипиравир отсутствует в 95% аптек, рекомбинантный интерферон — в 92%, гидроксихлорохин — в 27%, умифеновир (арбидол) — в 20%, дексаметазон — в 12%, преднизолон — в 17%, метилпреднизолон — 67%, азитромицин — в 15%, левофлоксацин — в 25%, ривароксабан — 67%, апиксабан — 65%, кларитромицин — в 7%. При этом, как отметили в организации, парацетамол и амоксициллин есть практически во всех аптеках города.
О том, что в Петербурге возник дефицит некоторых групп лекарств, подтвердили "ДП" участники рынка. "Действительно, ситуация сложная. Антибиотиков, противовирусных препаратов и даже элементарного парацетамола сейчас нет в свободном доступе у дистрибьюторов. Получаем их небольшими партиями", — сказал гендиректор сети "Аптека для бережливых" Елена Ващева.
По её словам, спрос также вырос на препараты азитромицин, сумамед, левофлоксацин, тамифлю и арбидол.
С ней не согласилась гендиректор сети "Университетская аптека" Ольга Липина. "Мы, конечно, зависим от дистрибьюторов, но витамины и противовирусные лекарства в наших аптеках есть, не весь ассортимент, но найти аналоги можно. Если говорить про известное лекарство Арбидол, то он тоже есть, но, конечно, не всегда. Этот препарат иногда выпадает в дефектуру, но он всё равно появляется у дистрибьюторов и можно найти аптеку, где он продается", — сказала "ДП" Липина.
"Большинство данных препаратов представлено продукцией как иностранного, так и российского происхождения. Но тут важно иметь в виду, что большинство данных препаратов, даже производимых в России, производится с использованием иностранного сырья, а спрос на него вырос не только в России, но и в других странах мира. Это приводит к возникновению перебоев и росту цен", — пояснил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
О том, что в данной категории препаратов наблюдаются перебои с поставками, также сообщил директор департамента по доступу на рынок биотехнологической компании Biocad Валентин Додонов. По его словам, это также связано с тем, что в осенне-зимний сезон наблюдается рост вирусных заболеваний. "Эти два фактора наложились. Сейчас система здравоохранения перегружена, населению трудно попасть на приём к первичным специалистам. Многие начинают заниматься самолечением. Это опасно, особенно в отношении антибиотикорезистентности. С этой проблемой нам предстоит столкнуться, как последствием пандемии COVID-19. И она будет острой", — подчеркнул он.
Маркировка или ажиотаж
По мнению Николая Беспалова, кризис в лекарственном обеспечении, в том числе спровоцировало внедрение системы маркировки.
"Всё, что касается системы маркировки, учитывая текущее состояние процесса внедрения вызывает очень большие опасения, если в ближайшие недели работоспособность системы не будет восстановлена в нормальном режиме, рынок имеет все шансы столкнуться с коллапсом. Либо работа системы будет приостановлена до момента, пока все процессы не будут отлажены. Тех мер, которые были реализованы в отношении уведомительного режима работы в системе в настоящее время не достаточно", — подчеркнул он.
Ольга Липина связывает увеличение спроса на противовирусные препараты с тем, что выросло число пациентов, которых лечат от коронавируса на дому. Она отмечает, что во время первой волны коронавируса пациентов даже с подозрением на COVID-19 забирали в стационар. "Сейчас людей, которых оставляют лечиться дома, значительно больше. Также не было рекомендаций Минздрава о том, как лечиться. Поэтому и изменился спрос на противовирусные", — отметила гендиректор "Университетская аптека".
Без паники
По мнению Елены Ващевой, ситуация с лекарствами нормализуется в феврале–марте, когда потребители "успокоятся и пополнят свои запасы". "Вряд ли уменьшится число новых случаев заражения, но к этому времени люди должны успокоиться и пополнить свои запасы лекарств. Ещё надеемся, что будет увеличен выпуск данных препаратов", — сказала она.
"Принимать препараты нужно по назначению врача, закупка впрок может провоцировать дефицит препаратов в аптечном звене. Необходимо какое-то время и ситуация нормализуется. Нужно успокоить граждан", — добавляет Валентин Додонов.
"Ажиотаж возникает не на пустом месте, чиновники рапортуют с экрана, что всё в порядке, система маркировки не при чём. Но люди приходя в аптеку видят реальную картину, этот диссонанс если и не вызывает панику, то точно активизирует определённые фобии. Так что очень сложно упрекать потребителей в том, что начинается ажиотаж. Можно ли в таких условиях говорить, что не стоит делать запасы? Наверное, нет. Но я бы всё-таки призвал не поддаваться панике и делать запасы только действительно необходимых препаратов, скажем в случае с хроническими заболеваниями или препаратов первой необходимости, когда есть чёткое понимание, что препарат будет востребован. Иначе есть риск, что эти запасы просто пропадут, срок годности тоже понятие не праздное", — отмечает Николай Беспалов.