Весной в России наблюдался рекордный рост рынка профессиональной психологической помощи. Затем темпы слегка снизились: люди стали привыкать к изменившейся обстановке, а денег на сеансы стало поменьше. Но всё располагает к тому, что 2020–й станет переломным для этой сферы. Тем не менее до сих пор многие относятся к "мозгоправам" с недоумением или даже презрением.
Совет в духе "соберись, тряпка" при переломе или аппендиците будет неуместной шуткой, а в случае депрессии — обычным делом. Путать психологов с психотерапевтами, а психоаналитиков с психиатрами всё ещё не считается признаком невежества. А о посещении сеансов стоит говорить только с хорошими друзьями и негромко. Всё это, конечно, болезнь роста. На Западе, где, как мы знаем хотя бы из голливудских фильмов, личный психоаналитик есть у каждого, нормальное отношение сформировалось тоже далеко не сразу. Ещё в середине прошлого века всё воспринималось в саркастическом ключе, с обязательным оттенком сексизма: дескать, причуда для богатых дамочек. А теперь час в неделю на кушетке занимает в потребительской корзине среднего американца дежурное место между техобслуживанием автомобиля и подпиской на Netflix.
Как показывают данные опроса ВЦИОМ, настроения российского общества медленно, но верно эволюционируют. В основном, разумеется, за счёт продвинутой молодежи. На вопрос: "К кому вы обращаетесь за помощью в тяжёлой жизненной ситуации?" — ответили: "К специалисту" — в возрастной группе 18–24 года 8%. А в группе 45+ — ноль. Поэтому общий результат всего лишь 2%. Но ничего. В опросах прошлых лет был 1%.
Не менее показательно, что на вопрос: "В этом году потребность поговорить по душам, “поплакаться в жилетку”, получить психологическую поддержку от других людей стала возникать у вас чаще?" — 56% ответили: "У меня никогда не возникает такой потребности, я справляюсь со своими проблемами самостоятельно". В том–то и дело, что мы не справляемся, а пытаемся справиться сами. И получается это далеко не всегда.