В Петербурге обострилась проблема подросткового курения

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Почти 40% петербургских подростков 16–17 лет курят время от времени или на регулярной основе.

По данным исполнительного директора межрегиональной общественной организации "Общественный совет по проблеме подросткового курения" Анны Сорочинской, в стране сложилась непростая ситуация с подростковым курением. Возможности её изменения силами государства, ответственного бизнеса и некоммерческих организаций обсудили на круглом столе, организованном "Деловым Петербургом".
В Северной столице, по данным Анны Сорочинской, 38,2% подростков 16–17 лет время от времени или регулярно используют электронные системы доставки никотина (ЭСДН).

Меморандум открыт для присоединения

Одним из ответов на этот вызов стал меморандум о сотрудничестве по обеспечению реализации национального антитабачного законодательства в области недопущения несовершеннолетних к табачной и любым другим формам никотинсодержащей продукции.
Стороны этого документа совместно реализуют общественный контроль продаж табачной и никотинсодержащей продукции в розничной торговле, а также противодействуют нелегальному бизнесу, который не соблюдает правила торговли и создаёт социальные риски и недобросовестную конкуренцию.
В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме документ подписали Общественный совет по проблеме подросткового курения и общественная организация "Опора России", объединяющая отечественных малых и средних предпринимателей.
Меморандум носит открытый характер, к нему могут присоединиться и общественные организации, и бизнес, и властные структуры. Во многих регионах уже идёт процесс присоединения к этому соглашению. В первую очередь важно, чтобы документ поддержали представители торговых предприятий. В частности, желание присоединиться к меморандуму выразило некоммерческое партнёрство "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга". Его исполнительный директор Ольга Осипова заявила об этом на круглом столе. Она сказала, что союз готов распространять среди своих партнёров плакаты и другие информационные материалы, разработанные Общественным советом по проблеме подросткового курения.
Общественный совет по проблеме подросткового курения создан в 2000 году и работает в Северо–Западном регионе. Впрочем, свои программы организация реализует не только у нас, но и в целом по стране.
Среди его инициатив можно привести кампанию "Спасибо за отказ", запущенную в 19 регионах, в том числе в Петербурге и Ленинградской области. В рамках своей деятельности совет организует различные информационные кампании, которые подчёркивают значимость соблюдения законодательства среди продавцов. Только в Петербурге и Ленобласти уже охвачено 2,5 тыс. торговых точек.
Ещё одно направление — социальная реклама, адресованная всей взрослой аудитории с призывом не продавать и не покупать подросткам табачную и никотинсодержащую продукцию. Правительства Петербурга и Ленинградской области помогают совету с реализацией этой инициативы. По словам Анны Сорочинской, социальная реклама размещалась почти на 2,5 тыс. бортов общественного транспорта, под неё было выделено 87 носителей наружной рекламы. Также она размещалась на стациях метро.
Среди других направлений совета можно отметить проект "Помощь родителям в защите детей от курения". Общественная организация создала горячую линию, на которую можно сообщить о нарушениях при реализации табачной и никотинсодержащей продукции. Совет при помощи волонтёров регулярно проводит рейды, выявляя нарушения и информируя о них контролирующие и надзорные органы и местные власти.
В качестве примера эффективного сотрудничества можно привести опыт взаимодействия с городским управлением Роспотребнадзора. Сегодня штрафы за продажу сигарет и вейпов несовершеннолетним доходят до 600 тыс. рублей. Однако на практике зафиксировать такое нарушение достаточно сложно. К примеру, тот же Роспотребнадзор не может привлекать к проведению своих мероприятий несовершеннолетних, но такой возможностью обладает совет.
По словам Анны Сорочинской, им удалось получить разрешение прокуратуры на участие в проверке несовершеннолетних, что в итоге привело к наложению штрафа на три торговые точки. Анна Сорочинская отмечает, что подобной практики в России почти нет. В этом вопросе Северная столица является пионером.
"Порядка 40−45% курящих подростков, а также использующих ЭСДН могли бы не курить в том случае, если бы эта продукция была для них недоступна через точки розничной торговли, — говорит Анна Сорочинская. — Исключение доступа — одна из важных задач, которая может серьёзно повлиять на снижение уровня подросткового курения".

Зарплата продавца привязана к выручке

"Зачем мы подписали этот документ? Есть социальная ответственность бизнеса", — так ответил на вопрос о мотивах подписания меморандума заместитель руководителя Северо–Западного бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов, член правления "Опоры России" Андрей Тихомиров.
По его мнению, из этой задачи бизнеса органично вытекают общественно значимые направления работы отечественных предпринимателей, в том числе воспитание молодёжи, развитие спорта и борьба с подростковым курением.
Однако как победить желание заработать как можно больше, которое принимает порой крайние формы? По словам участников рынка, зарплата продавца нередко привязана к проценту от продаж, в том числе табака. И это оборачивается тем, что продавец не слишком заинтересован в соблюдении законов.
"Это очень серьёзная и существенная проблема, — признаёт Андрей Тихомиров. — Это ответственность каждого предпринимателя, это его внутреннее мировоззрение, его взгляды на жизнь. Но первое, что здесь важно, — это воспитание и внутренние установки каждого предпринимателя".
Получается так, что на одну чашу весов ложится прибыль, а на другую — эти внутренние принципы. И здесь важно соблюдение баланса, подчёркивает Андрей Тихомиров.
Свою роль в развитии ответственного подхода предпринимателей может сыграть пропаганда социально ориентированных моделей поведения. Расширение кругозора, приобщение к искусству, литературе и т. д. также могут помочь выработке более серьёзного и ответственного подхода к проблеме.

Бег с барьерами

Между тем, как показывает практика, бороться с продажей несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции весьма нелегко. По словам Анны Сорочинской, сегодня при поступлении сообщения о том, что какой–то конкретный магазин продал подростку пачку сигарет, совет может вызвать участкового, который всё запротоколирует, возьмёт объяснения у подростка, показания у продавца, то есть факт продажи несовершеннолетнему табака по сути будет зафиксирован.
Однако Роспотребнадзор по этим материалам не сможет ничего сделать, ему необходимо самому выйти на проверку проштрафившейся торговой точки, а для этого требуется согласование с прокуратурой. В итоге теряется оперативность реакции, и к моменту появления на объекте сотрудников Роспотребнадзора магазин может подготовиться. Более того, может смениться его юридическое лицо.
"Я против жёсткого контроля, штрафов, но бывают такие ситуации, когда по–другому — никак, — говорит Анна Сорочинская. — Нам иногда прямо в лицо в магазине говорят: а что вы сделаете, пишите куда хотите. Они понимают, что им ничего не будет и продавать можно кому угодно".
По её мнению, сейчас сложилась тревожная ситуация с интересом детей к вейпам, но она может быть купирована. "На 50% можно сократить попытки детей приобщиться к табаку, если им просто не продавать этот товар, потому что у них нет серьёзной никотиновой зависимости. Если в одном месте отказали, в другом не продали, они откажутся от этой затеи. Понятно, что какая–то небольшая часть найдёт себе эту продукцию, но это будет очень низкий процент".
Впрочем, как известно, спрос рождает предложение. По словам участников круглого стола, торговля никотинсодержащей продукцией возникает в школах. И появление подобных дилерских сетей — это реалии сегодняшнего дня. Кроме того, среди школьников возникает своеобразный товарообмен. Если в советские времена за разрешение списать домашку просили погонять на велосипеде, то теперь могут попросить "электронку".
Другое явление, на которое обратили внимание участники круглого стола, — это покупка взрослыми табачной продукции для несовершеннолетних. Участники делились примерами того, как даже родители покупают своим детям вейпы и передают их прямо в присутствии продавца.
Сегодня ситуация складывается так, что подростки курят открыто. И казалось бы, тут на помощь должна прийти полиция. Правоохранители могут составить протокол об административном правонарушении, но только в отношении тех, кому уже исполнилось 16 лет. Однако и тут всё не так просто.
За 10 месяцев этого года количество протоколов за подобные нарушения, составленные в отношении подростков, сократилось на 16,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сообщила заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и Ленинградской области Светлана Афинеевская. Можно ли при этом сказать, что подростки стали меньше курить? Вряд ли.

Пропаганда нам поможет

Борьба с подростковым курением и продажей несовершеннолетним табачной и никотинсодержащей продукции должна вестись одновременно по нескольким направлениям. Такие выводы можно сделать из дискуссии, развернувшейся на мероприятии.
По словам председателя комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного собрания Санкт–Петербурга Константина Чебыкина, сегодня у нас принято столько законодательных мер, что остаётся их только соблюдать. И действительно, применение карательных мер необходимо: если, к примеру, наказание за продажу подросткам тех же вейпов будет неотвратимым, то подобная практика может стать весомым сдерживающим фактором для торговых точек и, возможно, заставит их строже соблюдать закон.
Кроме того, необходимо менять сознание общества, а здесь без поддержки на государственном уровне просто не обойтись. Требуется мощная пропагандистская кампания, которая будет работать на несколько целей. Так, необходимо сделать пагубную привычку непопулярной, постыдной, то есть курение не должно быть модным или позитивным в подростковой среде. А параллельно поддерживать тренд на здоровый образ жизни и занятия спортом.
Когда речь заходит о проверках, то нередко говорят, что бизнес опять "кошмарят". Думаю, здесь надо разделять эти вещи — необоснованные проверки бизнеса и интерес общества в соблюдении законодательства предпринимателями. Зачастую именно нарушение законодательства порождает случаи попадания на рынок контрафактной продукции и недобросовестную конкуренцию. Мы выступаем за соблюдение норм и правил, которые предотвращают доступ несовершеннолетних к любой табачной и никотинсодержащей продукции.
Галина Ежова
член совета регионального отделения "Опоры России" в Ленинградской области
Понятно, что вопросы к бизнесу есть, но мы почему–то не говорим о родителях, которые несут ответственность за своих детей. Может, следует подумать о том, как родителей привлекать к административной ответственности за курение подростков? Один раз их предупредили, другой, потом в отдел опеки вызвали… И дома с подростком будет совершенно другой разговор о вреде курения. Полагаю, что такой подход будет более эффективным, чем ходить по школам и рассказывать детям о вреде курения. Мы имеем такой рычаг управления, вот только как до родителей достучаться?
Александр Габитов
председатель Общественной палаты Ленинградской области
Мы забываем о несанкционированной торговле, которая в том числе занимается реализацией табачной и никотинсодержащей продукции. И в таких точках продаётся немало контрафакта. Но подобные объекты (а это не только маленький ларёк, есть среди них и крупные), как правило, не попадают в зону внимания контролирующих и надзирающих органов. И вот в таких магазинах детям будет гораздо проще купить сигареты или вейпы. На мой взгляд, требуется что–то менять, чтобы эти объекты тоже можно было бы проверить.
Ольга Осипова
исполнительный директор некоммерческого партнёрства "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"