МВД России выделяет 55 млрд рублей на цифровизацию. Какие технологии пригодятся будущим робокопам?
Проект по внедрению искусственного интеллекта был представлен МВД в середине ноября. Стоимость разработки ведомство оценило в 55 млрд рублей. Согласно плану система поступит в эксплуатацию к 2024 году, до этого будут вестись научно–исследовательские работы. Предполагается, что нейросети будут выполнять две основные функции: выявление "серий" и распознавание внешних признаков преступника по биоматериалу.
Эксперты относятся к проекту скептически: уровень информатизации ведомства ещё слишком низкий. Вместе с тем в арсенале правоохранителей уже есть высокие технологии: распознавание клавиатурного почерка, речи, интернет–разведка и другие.
Единая база преступлений
Использование ИИ для выявления серийных преступлений целесообразно: с обработкой и сравнением документов технология справится лучше, чем человек.
"Я предполагаю, что речь идёт о накоплении сведений о преступлениях в единой системе, которая позволит выявлять схожие правонарушения в разных регионах. Преступник не будет специально работать только в одном регионе. Он действует, условно говоря, вокруг себя, иногда меняя регионы. А учёты не пересекаются, скажем, в Ленинградской области и Новгородской. Могут быть совершены идентичные преступления, но свести их в серию крайне сложно. А вот нейросеть вполне может сличить дела, выявить закономерности и предложить следователю эти дела объединить", — считает директор лаборатории компьютерной криминалистики при Университете ИТМО Павел Кузьмич.
Вместе с этим специалист отмечает, что плохая техническая оснащённость ведомства может стать существенной преградой для внедрения технологий. "Надо понимать, что государственные органы и полиция у нас оснащаются неудовлетворительно. Особенно если оторваться от “космоса”, который есть в Петербурге и Москве. Уже хорошо, что у них есть доступ к компьютерам и доступ к базе отпечатков пальцев", — отмечает Павел Кузьмич.
По словам экспертов, ещё одной преградой является недостаточная подготовка сотрудников. "В сфере высоких технологий у нас много наработок, но что касается правоохранителей, у них формула “люди, процессы, технологии” работает вверх ногами. Большинство министерств пытаются сначала внедрить какую–то модную программу. А надо сначала процессы переиначить, людей обучить, а уже потом внедрять технологии", — подчёркивает разработчик платформы интернет–разведки Avalanche, подполковник спецслужб в отставке Андрей Масалович.
Набор данных, который предстоит анализировать компьютеру, должен быть унифицирован, согласен Павел Кузьмич. Поэтому прежде всего необходимо научить сотрудников единообразно заполнять картотеку.
Геном преступника
Возможность распознавания внешности преступника по биоматериалу эксперты и вовсе ставят под сомнение. Даже определение таких признаков, как цвет волос, глаз и телосложение, по генетическому материалу пока не до конца признаётся возможным, не говоря уже о чертах лица. Вместе с тем МВД объявило ещё об одной инициативе — создании банка биометрических данных россиян, иностранцев и лиц без гражданства, и такую идею эксперты оценивают положительно.
"Подобные проекты давно реализуются в Великобритании и США, в этом плане Россия должна включиться в развитие технологий для правоохранительной сферы", — отмечает старший преподаватель кафедры административного права и процесса МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук Максим Шамрин.
Система биометрических данных позволит раскрывать преступления, которые на данный момент являются нераскрываемыми. Также это даст возможность опознавать останки и однозначно устанавливать как минимум родственные связи, объясняет Павел Кузьмич. Несмотря на печальную славу МВД в вопросе утечек данных, угрозы "сливов" биометрии пока что нет.
"Любая система предполагает, что из неё могут быть украдены данные, но интересанта в данном случае я не вижу. Не могу предположить, как преступник с выгодой может использовать генетические сведения", — считает эксперт.