Подошла к концу четвёртая неделя проекта "Итожа двадцатый", посвящённая технологиям и телекоммуникациям. Об онлайн-обучении, городских сервисах и почему будущее IT-сферы может быть не так безоблачно — в итоговом материале dp.ru.
Для рынка телекома и IT 2020-й год нельзя назвать кризисным. Объём данных, переданных через интернет, в первом полугодии 2020 года оказался на 38,5% больше, чем за тот же период 2019 года, следует из статистики Минкомсвязи. Пандемия коронавируса и уход на "удалёнку" спровоцировали рост интернет-трафика и дали толчок развитию новых технологий, и денежные потоки продолжат литься в этом направлении.
Все в онлайн
В этом году интернет стал единственным окном в мир для жителей практических всей планеты. В мониторе компьютера или экране смартфона теперь сконцентрировано всё: здесь и развлечения, и работа, и обучение, и возможность общаться с близкими без реальных альтернатив. На этом фоне у пользователей начали расти затраты на медиапотребление: как показал опрос dp.ru, около трети респондентов стали платить за контент в интернете в этом году больше, чем прежде.
Причём расходы на "цифру" увеличились не только у рядовых потребителей, но и у бизнеса (который был вынужден перевести своих сотрудников на работу из дома, наладить продажи в онлайне), и у государственных учреждений.
На этой неделе, 24 ноября городской комитет по образованию разместил на портале госзакупок конкурс по выбору подрядчика, который обеспечит видеосвязь в школах. Это необходимо, чтобы перевести на удалённое обучение почти 700 школ Петербурга на период с 1 декабря по 31 мая 2021 года, то есть до конца этого учебного года, следует из документов. Сумма контракта составляет 45 млн рублей.
"Конечно, качество такого образования пока оставляет желать лучшего, но в будущем мы увидим, что ориентация будет идти именно на такой тип образования", — рассказал главный редактор mobile-review.com и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в интервью dp.ru.
Так что не стоит полагать, что 31 мая 2021 года период онлайн-обучения завершится. Со временем дистанционное обучение, которое сейчас является новшеством, постепенно станет нормой, а очная форма обучения, по мнению Эльдара Муртазина, и вовсе станет элитной.
"К сожалению, эта дифференциация будет происходить на наших глазах. Те, кто сможет позволить себе учиться очно, вольно или невольно становятся элитой, потому что обычное образование становится более качественным и хорошим. Если раньше мы говорили о цифровом неравенстве, отсутствии доступа к тем или иным системам, сегодня ситуация обратная. Очное образование доступно только тем, кто готов за него платить напрямую или косвенно", — считает эксперт.
Но школьное образование — это только часть тех услуг, которые, похоже, в ближайшее время переедут в онлайн. Комитет по информатизации Петербурга вообще предлагает в следующем году ввести в оборот набор городских сервисов: "Я — родитель", "Я — водитель", "Я — пассажир", "Мой питомец" "Я здесь живу", отметил в разговоре с корреспондентом dp.ru глава комитета Станислав Казарин.
"Вам нужен дневник с домашними заданиями ребёнка, журнал с оценками, контроль питания, проход в школу — эти сервисы уже есть. Ещё пример — допобразование. В городе огромное количество таких проектов по месту жительства (кружки, клубы, секции). Мы собираемся предложить не только фактическую информацию, но и механизмы, как заинтересовать: поможем определить, какой направленности кружок нужен, к каким наукам лежит душа — гуманитарным или техническим, предложим варианты соответствующих секций, где имеются свободные места", — рассказал Станислав Казарин.
Интервью с председателем комитета по информатизации и связи Станиславом Казариным можно прочитать здесь.
Технологии будущего не для всех
В начале пандемии назревали ожидания, что теперь сфера здравоохранения будет в приоритете, а телемедицина достигнет небывалых высот развития. Как показала практика, не всё так радужно, как казалось на первый взгляд. Несмотря на то, что врачи уже сейчас используют новые технологии для взаимодействия с пациентами (например, используют мессенджеры), говорить о полномасштабном использовании телекоммуникационных технологий в здравоохранении преждевременно.
"Сейчас не хватает персонала для работы в больницах, что говорить о свободных специалистах, которые смогут вести приём онлайн. Сейчас всё направлено на борьбу с COVID, и это не лучшее время для телемедицины. Когда оно станет лучшим, пока не совсем понятно", — считает Эльдар Муртазин.
Вместе с тем в России активно растёт спрос на носимые устройства, которые дают видимость контроля за своим здоровьем. В январе–июне 2020 года рынок таких гаджетов ("умных" часов, фитнес-трекеров, детских часов) вырос на 21,5% по сравнению с тем же периодом 2019 года, до 14,4 млрд рублей, подсчитали в "М.Видео-Эльдорадо".
Хотя подобные устройства и наличие в них возможностей измерять пульс, уровень кислорода и количество потраченных калорий, не являются медицинскими приборами, пандемия положительно сказалась на их продаже в стране.
"Это просто развлечение, возможность получить данные для ознакомления. Профессиональные приборы, которые используются в медицине, являются дорогостоящими, поэтому их проникновение в бытовую жизнь не будет происходить быстро",— уверен Эльдар Муртазин.
Интервью с с главным редактором mobile-review.com и ведущим аналитиком Mobile Research Group Эльдаром Муртазиным доступно по ссылке.
Конечно, пандемия дала достаточно сильный толчок к приходу цифровых сервисов в нашу жизнь. Скачать кино в интернете, заказать еду на дом через приложение или загуглить рецепты борьбы с болезнью — всё это стало настолько привычным, что даже трудно представить, как без этого мы обходились ещё десять лет назад.
С другой стороны, IT-сектор — это, в основной своей массе, сектор "обслуживающий", то есть он работает и в нём есть деньги, пока есть деньги в реальной экономике. И если первое время был всплеск спроса на "облачные" технологии, онлайн-курсы, то по мере углубления кризиса, денег в IT-сфере будет становиться всё меньше и меньше. Как показала практика кризиса 2008 года, одними из первых начали сокращать IT-специалистов. И хотя сейчас и кризис другой, и потребности в IT-специалистах гораздо больше, но при уменьшении денег в экономике, вряд ли IT-сектор долго продержится в плюсе.