В Петербурге спроектирован первый в России электромобиль для массового потребителя.
Центр компетенций НТИ Санкт–Петербургского политехнического университета (СПбПУ) спроектировал электромобиль "Кама–1", который проезжает без подзарядки до 250 км и выдерживает мороз до –50°C. Это городской смарт–кроссовер экономкласса, уже почти готовый к серийному производству. Индустриальным партнёром проекта выступило ПАО "КамАЗ". На выставке "Вузпромэкспо", которая пройдёт 10–11 декабря в Москве, ректорат СПбПУ передаст КамАЗу предсерийный образец электрокара.
Предполагаемая розничная стоимость — около 1 млн рублей. Если сравнивать "Каму–1" с зарубежными аналогами в ценовой категории до $30 тыс. (например, со Smart ForTwo Electric Drive, Mitsubishi i–MiEV и Nissan Leaf), эксперты уже называют петербургскую разработку среди лидеров по пробегу, объёму батареи, мощности двигателя и скорости разгона. "Кама–1" разгоняется с 0 до 60 км / ч за 2,7 сек., а до 100 км / ч — за 6,8 сек. Комплектация машины стандартная — четыре места для пассажиров и багажный отсек.
"Батарея подогревается в сильные морозы и сама поддерживает свой режим благодаря более продвинутому поколению аккумуляторов Li–NMС. Они уже хорошо переносят и низкие температуры, и быструю зарядку. “Кама–1” на станции быстрой зарядки заряжается до 80% за 20 минут", — рассказал "ДП" замглавы Центра компетенций СПбПУ Олег Клявин.
В "Платформе НТИ" добавляют, что КамАЗ вправе изменить разработку на своё усмотрение, превратив её, например, во внедорожник. Но сроки выпуска и цена, конечно, вырастут. "Сейчас это по сути некий смарт, потому что это компактный полноценный легковой автомобиль длиной 3,4 м", — отмечает пресс–секретарь "Платформы НТИ" Юрий Сушинов.
По словам руководителя пресс–службы КамАЗа Олега Афанасьева, завод ведёт активную научно–исследовательскую деятельность.
"Мы производим грузовики традиционного исполнения, но смотрим и на перспективу. Транспорт в принципе стоит на пороге больших изменений. Поэтому изучаем и возможность выпуска легковых машин. Электротранспорт — это вообще новое направление. Например, никто сейчас не изучает его использование в качестве коммерческого. А мы хотим понимать, как это функционирует. В том числе в этом была цель нашей совместной разработки", — подчёркивает Олег Афанасьев.
Вместе с тем, по его словам, говорить о конкретных сроках выпуска электромобиля рано.
Главная проблема для развития электрокаров в России — дефицит зарядных станций, отмечают в Центре компетенций СПбПУ. В Петербурге на данный момент порядка 70 станций, в Москве — около 200, по всей России — 1 тыс. Развитием сети занимается группа "Россети", которая намерена оборудовать к 2024 году до 1000 своих станций в рамках программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта.
Теоретически электрокар можно подзарядить и на стоянке в торговом комплексе, в офисе, на домашней парковке. Словом, везде, где есть доступ к розетке 220В. Правда, там машина будет заряжаться несколько часов.