Традиционным показателем "жизнеспособности" промышленности, лёгкой в том числе, всегда был индекс промышленного производства (ИПП). Вот и сейчас любопытно сопоставить показатели 2018 и 2019 годов. Так, лишь в подотрасли "кожи и изделия из кожи" в Ленобласти наблюдалось падение: в 2019 году ИПП — 72,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (в Петербурге — 103,5%). Зато как в подотрасли текстильных изделий, так и в сегменте производства одежды заметен небольшой рост: ИПП составил 101,1% и 129,4% в Петербурге соответственно, а в Ленобласти — 109,1% и 101,2%. И всё же в 2020–м о прошлогоднем ИПП говорить действительно разве что "любопытно", ведь основные изменения начались, развились, мобилизовали одних и привели к краху других буквально в течение нескольких месяцев.
Перебор в защите
По информации городского комитета по промышленности, в период с января по сентябрь 2020 года произошёл заметный спад объёмов отгруженной продукции. Так, по отношению к 2019 году показатель в подотрасли производства текстильных изделий — 84,4%, кожи и изделий из кожи — 73,2%, производства одежды — 64,2%. По словам директора Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге Александра Курячего, в пандемию сильнее всего пострадали предприятия, которые ориентированы на розничный рынок. Спокойнее же чувствовали себя компании, вектор интереса которых — госзаказы: весной они смогли переключиться на пошив масок и защитных костюмов. Хотя и этот ресурс оказался небезграничен.
"Рынок спецодежды, и без того один из самых динамично развивающихся, в прошлом году вырос на 9%, а в текущем переживает настоящий бум. Производство за первое полугодие выросло на 34%", — даёт всероссийский контекст заместитель руководителя практики управленческого консалтинга группы "Деловой профиль" Александра Шнипова. По её словам, сегодня российские предприятия могут выпускать до 19,5 млн масок в год. Производственные мощности выросли в 32,5 раза по сравнению с началом года, когда выпускаемых ранее 600 тыс. масок в год стало катастрофически не хватать.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Летом в АО "БТК групп" делились с "ДП" следующей статистикой: брендом Urban Tiger (входит в состав компании) на собственных мощностях было отшито 15 тыс. масок и 37 тыс. медицинских костюмов. Именно эта мера частично поддержала бренд и компанию во время закрытия на карантин розничных магазинов.
"Рынок защитных масок перенасыщен. По данным Минпромторга, на складах к началу ноября скопился 141 млн масок, а производители уже стали останавливать их производство. Планируется запретить импорт из–за рубежа", — дополняет картину Александра Шнипова.
Повышение спроса на медицинскую спецодежду и маски наряду с отменой лицензирования их производства позволило многим предприятиям перестроить ассортимент и быстро "войти" на рынок. А затем совершить такой же быстрый вынужденный "выход". Но и это не единственная проблема с госзаказами.
"Ситуация с ними сложная: выигрывают предприятия, не имеющие ни производства, ни отношения к лёгкой промышленности. В итоге заказы от них идут на наши, местные производства, но по цене, по которой делать продукцию уже не слишком выгодно. Более того: одна из выигравших тендер компаний — “Росхимзащита” — в пандемию дала нам заказы, но осталась должна петербургским предприятиям 26 млн рублей", — вспоминает директор Союза производителей изделий лёгкой промышленности Светлана Молчанова. И дополняет, что для реальной поддержки сферы необходимо пересматривать систему налогообложения и привлекать инвестиции. Также лёгкая промышленность Петербурга и Ленобласти надеется на новый сегмент заказчиков — судостроительные компании.
Пришлось подвинуться
Один из ежегодных лидеров "Топ–100" в отрасли лёгкой промышленности АО "БТК групп", согласно СПАРК, в последний раз делилось финансовой отчётностью ещё в 2018 году. А значит, сейчас компания не только уступает первую строку рейтинга, но и выбывает из него вовсе, давая место в тройке ООО "Август" (одёжная сеть Oodji) — компании, которая несколько лет подряд сокращала разрыв между верхними строками и своим четвёртым местом.
В итоге тройка лидеров по выручке в допандемийном 2019 году выглядит так. На третьем месте — ООО "Август" с показателем 9,75 млрд рублей, на втором — ООО "Концепт Груп" (бренды Concept Club, Acoola и InfinityLingerie) с выручкой 9,8 млрд, на первом — АО "Мэлон Фэшн Груп" (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и Sela) с 22,7 млрд. Примечательно, что в тройке лишь лидер — АО "Мэлон Фэшн Груп" — имеет положительную динамику роста (скачок с 17,2 млрд в 2018 году). В свою очередь, и "Концепт Груп", и "Август" потеряли в выручке: первые — около 1 млрд, вторые — чуть больше 250 млн.
Положение "Мэлон Фэшн Груп" позволяет компании думать не о выживании, а, например, о портрете в медиа и об общественном восприятии. Именно в 2020–м один из брендов, входящих в группу, Sela, затеял реконцепцию. "От каждого продукта люди сейчас хотят особой истории, эмоций. Им неинтересно покупать просто одежду. Концептуальность бренда помогает ему выделиться и найти своего покупателя. Потому что это не одна какая–то фишка, а целый образ жизни, который мы передаём вместе с одеждой", — делится мнением директор по маркетингу Sela Алёна Повышева.
Итоги коронакризисного 2020 года подводить, разумеется, рано: не все госзаказы розданы, не все коллекции представлены (в зависимости от ниши). Ясно одно: на спокойное восстановление сферы в 2021 году надеяться рано. Помимо вызовов карантинно–пандемийного времени никуда не ушли и традиционные для Петербурга и Ленобласти проблемы — почти полное отсутствие производственной базы, трудности с поставками тканей и фурнитуры, ничтожно малый процент квалифицированных рабочих кадров (от швей до закройщиков). И этот пул сложностей выглядит куда более пролонгированным, чем временный карантин и закрытие розницы в 2020 году.
“
Мы приблизились к цели и уже в начале 2020 года уверенно ворвались на олимп. Сегодня мы входим в топ продаваемых fashion–брендов на Wildberries и Lamoda.
Михаил Уржумцев
генеральный директор, "Мэлон Фэшн Груп"
“
Нам предстоит большая и серьёзная работа по обновлению брендов — от расширения линейки продуктов до изменения восприятия нашими покупателями самих брендов.
Елена Богомолова
генеральный директор, "Концепт Груп"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.