В 2020–м самое тяжёлое время для непродовольственной розничной торговли выпало на апрель. Если food–ретейл упал тогда на 9,1%, то non–food потерял все 35%. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), простой в период ограничений (конец марта — июнь) крупным сетям обошёлся в 35 млрд рублей ежемесячных убытков.
Вить гнёздышко
"В результате сложившейся социально–экономической ситуации оборот розничной торговли, по данным Росстата, составил в январе–сентябре 2020 года 23 925,5 млрд рублей, или 95,2% к соответствующему уровню прошлого года. При этом по food–ретейлу этот показатель составил 97,6%, по непродовольственному — 93%", — говорит директор по внешним связям АКОРТ Илья Власенко. По данным агентства M. A. Research, продажи непродовольственных товаров в сопоставимых ценах сократились на 7,1% в январе–сентябре 2020 года. Мебель "упала" на 6,7%, мобильные телефоны — на 4,9%, мужская, женская и детская одежда — на 30%, обувь — на 15,5%, ювелирные изделия — на 59,1%, а продажи часов уменьшились почти вдвое.
"В крупных торговых центрах сократилось количество арендаторов. Можно с уверенностью сказать, что пострадали продажи всех позиций, не относящихся к категории товаров первой необходимости", — отмечает партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "ретейл" Анна Синявская.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Как в любой кризис, потребители возвращаются к своим первичным потребностям по пирамиде Маслоу: еде и безопасности. Как отмечает генеральный директор информационно–аналитического агентства Infoline Иван Федяков, позаботиться о последней петербуржцы решили в магазинах товаров для дома. В 2020 году обустройство квартиры для многих вышло на первый план — это позволило выжить ретейлерам бытовой техники и электроники, а также DIY–сегменте.
Директор розничной сети "Ситилинк" Александр Лозовский в разговоре с "ДП" подчеркнул, что сегмент бытовой техники и электроники и в локдаун, и сейчас чувствует себя неплохо. Продажи сети в начале режима самоизоляции выросли в 1,5 раза по отношению к прошлому году в финансовом выражении. Популярностью пользовались товары для удалённой работы (например, продажи web–камер достигали роста в 7 раз, смартфонов — в 2,5 раза, а ноутбуков — в 1,5–2 раза). "Также карантин оказал влияние на увеличение интереса к бытовой технике, товарам для здоровья и климатическому оборудованию", — говорит Лозовский. Спонтанных покупок, по его словам, сейчас становится меньше: покупатели опасаются за своё будущее и стараются сохранить деньги.
Взяли подешевле
Несмотря на принудительное закрытие торговых точек и общее затишье на рынке non–food–ретейла, 2020–й оказался богат на крупные сделки и слияния. По словам Федякова, событие года — это захват Сбербанком рынка розничной торговли. В этом году компания начала сотрудничать со многими непродовольственными ретейлерами. Среди них "Ив Роше", "220 Вольт", "Улыбка Радуги", "Дочки–Сыночки", Home Market. Эксперт уверен: агрессивный выход компании в ретейл может драматично сказаться на других игроках рынка. "Сбербанк имеет все шансы занимать лидирующие позиции. Важно понимать, что правая рука Германа Грефа — Лев Хасис, человек, который возглавлял Х5 Retail Group", — поясняет Федяков.
Самая крупная сделка на рынке петербургской розничной торговли в этом году тоже пришлась на non–food–сегмент. "Максидом" купил сеть магазинов товаров для строительства Castorama у британской компании Kingfisher. Сумма сделки — 7,4 млрд рублей, 80% из которых "Максидом" выплачивает сразу, а остальные 20% — в течение 2 лет.
Эксперты оценивают решение ретейлера по–разному. Одни уверены, что Castorama — слишком убыточный бизнес (в 2018 и 2019 году компания получила убыток на российском рынке 9 млн фунтов стерлингов), другие полагают, что сделка даст "Максидому" шанс расширить географию присутствия и подняться в лидерах DIY–рынка.
В числе значимых слияний эксперты отмечают также сделку на парфюмерно–косметическом рынке. Компания "Л’Этуаль" стала мажоритарным акционером сети "Подружка". Ретейлер занял в уставном капитале долю 90%. Аналитики считают, что сумма сделки составляет приблизительно 5,5 млрд рублей. В целом решение "Л’Этуаль" очевидно: экономсегмент в последние несколько лет только растёт, в 2020–м почти все крупные игроки активно развивают дискаунт–форматы.
"Конечно, если смотреть в общем и целом, это негативная тенденция. Вместо среднего класса мы получаем широкий спектр экономсегмента. “Л’Этуаль” повернулся лицом к покупателю и занял востребованную нишу на рынке. К тому же “Подружка” не является конкурентом сети, а сделка позволит усилить закупочные силы", — считает Иван Федяков.
Копейка рубль бережёт
Аналитики в один голос говорят, что покупательная способность будет и дальше ползти вниз. По данным Infoline, реальные доходы населения во II квартале текущего года упали на 8%, в III — на 5%, в IV, по прогнозам агентства, будут колебаться в районе 5–8%. Неизвестно, будет ли вслед за второй третья и четвёртая волны коронавируса, но восстанавливаться доходы будут долго и безотносительно пандемии. По словам Анны Синявской, модель потребления сейчас можно охарактеризовать как сберегательную — покупатели строго контролируют бюджет, отказываются от трат не первой необходимости. Это дополнительно стимулирует развитие сегмента "ниже среднего" и разнообразных дискаунт–форматов.
В M. A. Research отмечают, что в 2020 году многие магазины закрылись — как сетевые, так и одиночные. "В большинстве сегментов по итогам года сократится общее число торговых точек, а в условиях слабого рубля можно ожидать роста цен. В этом плане непродовольственный ретейл более уязвим, чем продовольственный", — резюмируют в агентстве.
“
Мы в целом семейная и относительно небольшая компания со всеми вытекающими плюсами и мин-сами. Главная особенность — мы все хорошо друг друга знаем. (Сестра Хатуля о брате).
Тимур Авсаджанашвили
генеральный директор, "Бабочка"
“
Технологичность всегда связана с удобством. Мы делаем всё, чтобы нашим покупателям было удобно совершать покупки в "Улыбке радуги".
Алексей Баулин
генеральный директор, "Улыбка радуги"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.