Разработчикам мобильных приложений 2020 год не помешал реализовать крупные проекты и привлечь новую аудиторию.
Без цифры не обойтись
В ковидные месяцы поменялся и портрет потенциального заказчика: заявки на продукт от представителей ряда сфер свелись практически к нулю, рассказывает СЕО CleverPumpkin Денис Германенко. Главным образом это всё, что касается культуры и развлечений, а также сферы конференций и выставок. Поэтому участникам рынка пришлось перестраивать тактику взаимодействия с клиентами. "Пока неясно, насколько хорошо это удалось большинству компаний. Основная проверка на прочность нашего бизнеса произойдёт в начале 2021 года, в период, когда традиционно наблюдаются застой и падение продаж", — говорит Германенко.
Запрос на оптимизацию бизнеса приведёт к росту количества заказов на IT-продукты, уверен Александр Маслов, коммерческий директор MobileUp. Пандемия показала, что в некоторых отраслях уже сейчас не справиться без технологического сопровождения. По опыту последних месяцев заметно, что, например, продуктовому ретейлу без IT-продуктов не обойтись, не говоря уже о сегменте доставки продуктов, готовой еды или безрецептурных лекарств. "В других отраслях связанная с новыми ограничениями невозможность долгосрочного планирования также неизбежно приведёт к оптимизации бизнес-процессов с уклоном в IT", — указывает эксперт.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
"Кажется, что цифровизацию и усиление роли технологий уже сложно называть трендом. Но, как показала практика, только в 2018–2020 годах большинство компаний наконец признали важную роль диджитализации для всех бизнес-процессов. Также растёт спрос со стороны госкомпаний и самого государства", — добавляет СЕО Redmadrobot Алексей Макин.
Удалёнка не проблема
В CleverPumpkin отмечают, что легко перестроились на удалённую работу. "После перехода на самоизоляцию мы осознали, что в дистанционном режиме работы нет ничего страшного, а все наши инструменты отлично настроены под такой формат. В связи с этим мы стали открывать уже полностью remote вакансии, хотя даже не задумывались об этом в начале года", — рассказывает Германенко.
Хорошим опытом стали активные продажи. Если раньше компанию выбирали после изучения рейтингов мобильных студий, то в 2020 году этот поток заметно снизился. Пришлось действовать самим, предугадывая потребности потенциальных клиентов.
По итогам года руководители компании Heads and Hands ожидают увеличения выручки на 80%. "В этом году в работу были запущены проекты по разработке экосистем для банков и крупного ретейла, ожидаем их успешный старт в 2021 году. С такими решениями сейчас планируем выходить на американский рынок", — делится планами СЕО Heads and Hands Александр Семёнов.
С тем, что пандемия стала драйвером для перехода на удалённый формат (который для IT–компаний нельзя назвать абсолютно новым), согласен и CEO Appomart Владимир Чёрный. Он подчёркивает, что ситуация многому научила и его, и сотрудников компании. "В новых условиях не нужно объяснять, что такое удалённая и мобильная команда. Мы стали ещё более гибкими в этом плане, при этом у нас появилось больше свободы. Клиенты же стали более осознанно относиться к заказам. Если раньше они до конца не понимали, каких именно решений ждут от разработчиков, и принимали любой продукт как должное, то сейчас они осознают, что проекты, не доведённые до ума, просто не сработают", — поделился он.
В Appomart рассказали, что в ковидный год удалось реализовать несколько амбициозных проектов, хотя это было непросто. Например, разработчики запустили сервис создания мобильных приложений для интернет-магазинов и ресторанов с доставкой AppoShopper. Также в портфеле компании появилась собственная система трекинга яхтенных соревнований SailStream, которая "визуализирует" гонки в 3D для зрителей. Ещё один интересный проект — сервис доставки продуктов Shocas (аналог "СберМаркета" или igooods) — запустили в Германии. Решение интересно тем, что курьером может выступать любой человек, который собирает заказ и приносит его покупателю на дом. Мобильное приложение для автомобилистов VroomVroom помогает работникам шиномонтажных мастерских и автомоек предлагать свои услуги владельцам авто бесконтактно и на выезде. Продукт запустят в Москве в конце 2020 года, позже он заработает и в Петербурге.
Новичкам здесь не место
Оценивая конкурентную среду в своей отрасли, Денис Германенко отмечает: многие небольшие или молодые студии прекратили работу уже к началу лета. Зато крупные, серьёзные игроки стали ещё более агрессивными и уверенными. Борьбу за заказчика теперь выиграть гораздо сложнее, чем раньше. "Новых игроков за последнее время на нашем рынке практически не появляется, хотя агентский формат бизнеса предполагает очень низкий порог входа. Несмотря на это, сейчас не лучшее время для того, чтобы открывать подобный бизнес с нуля", — подчёркивает Германенко.
Владимир Чёрный добавляет: "Появляются новые игроки, но пока мы не достигли плато. Рынок ещё растёт и будет расти, важно успевать за технологиями. То, что было нужно в 2019-м, в 2021-м уже будет не актуально. Я стараюсь не упускать новых тенденций. Наша сфера одна из самых быстроразвивающихся, это важно понимать".
Разработчики признаются: в новых условиях приходится конкурировать не только со студиями, но и с in-house отделами компаний. Многие бизнесы стремятся создавать внутренние IT-департаменты. Александр Семёнов отмечает, что его компания интегрируется в этот тренд. "Мы начали помогать фирмам создавать такие департаменты, спрос на их построение в последний год заметно вырос", — говорит он.
“
Наша главная цель — создавать продукты и сервисы так, чтобы они были успешными не только сегодня, но и завтра, и в далёком будущем.
Александр Семёнов
генеральный директор, Heads and Hands
“
Мы построили бизнес–процессы, которые делают нашу работу эффективной и подходят самым разным заказчикам. Почти все из них работают с нами дольше двух лет.
Артём Михайлов
генеральный директор, e–Legion
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.