Сложившаяся экономическая ситуация для региональных портов может оказаться шансом укрепить свои позиции и "откусить часть пирога" у сопредельных стран Балтийского региона. Особенно это касается балкерных грузов: мощностей для их перевалки на Северо–Западе пока недостаточно, но они строятся.
Без оглядки на ковид
С начала текущего года в Большом порту Петербурга произошло резкое увеличение доли импорта и уменьшение экспортной составляющей. "Сокращение наблюдается и в контейнерной перевалке. Это можно объяснить снижением деловой и производственной активности в мире из-за локдаунов. Но по продуктам переработки нефти, напротив, наблюдается рост экспорта, что можно связать с премиальностью поставок на внешние рынки и опять же локдаунами в других странах, где происходит снижение производства нефтепродуктов", — констатирует главный редактор ИА "ПортНьюс" Виталий Чернов.
Однако на работу портов повлияла не столько сама пандемия, сколько внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевых рынках. Гавани Петербурга и Ленобласти внедряют новые мощности. Если в ближайшее время удастся ввести их в действие, реально переманить клиентов у Риги, Клайпеды, Таллина, а также финских терминалов.
В пресс-службе АО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП СПб) сообщили, что во время пандемии гавани удалось на 1% увеличить оборот груза в сравнении с прошлогодними результатами. В основном за счёт перевалки древесных гранул и минеральных удобрений, благодаря чему удалось компенсировать снижение экспорта чёрных и цветных металлов и металлолома. С начала года компании удалось отработать порядка 23,1 тыс. TEU контейнеров. С января по сентябрь 2020 года перевалка экспортных грузов в порту составила 4,5 млн т, что на 8% меньше, чем в 2019 году. Однако показатели импортных грузов оказались в 2,6 раза больше прошлогодних результатов и составили 694 тыс. т. Доля экспорта в структуре грузооборота МП СПб составляет 87%, импорта — 13%. Изменение направления грузопотоков связано в первую очередь с изменением рыночной конъюнктуры: вследствие ситуации, сложившейся на мировых рынках, произошло сокращение экспортных поставок отечественными металлургическими предприятиями. По оценке аналитиков, на увеличение доли импорта оказало влияние и усовершенствование инфраструктуры МП СПБ.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Компания не только ввела в эксплуатацию новое оборудование и существенно расширила складские площади для хранения и перевалки насыпных и навалочных грузов, но и запустила новую систему внутрипортовой логистики, автоматизировав новые IT–решения, направленные на улучшение взаимодействия с клиентами.
Завершён первый этап внедрения специализированной информационно–логистической системы ILSAR. Программа охватывает полный цикл движения груза с момента отправки в порт до отгрузки клиенту. С помощью ILSAR будет производиться автоматизированный учёт и планирование стивидорной деятельности. "В настоящее время порт запускает автоматизированную систему “АСУ-Терминал”, с помощью программы будет организован обмен информацией на стыке “порт — железная дорога”. Новое программное обеспечение позволит улучшить оперативный мониторинг ситуации с подходом поездов, приёмом и отправлением", — рассказали "ДП" в пресс-службе компании. На данный момент в порту уже функционирует электронный документооборот, система автовизитов для въезда на терминалы, а также производится электронное взаимодействие с клиентами через специализированный веб–портал.
Реализован ряд проектов, направленных на увеличение пропускной способности порта по перевалке чёрных и цветных металлов, древесных гранул (пеллет), а также некоторых других генеральных грузов. Благодаря осуществлению программы развития Морской порт в текущем году увеличил объём перевалки древесных гранул до 498 тыс. т (+53%) и минеральных удобрений в биг-бэгах до 401 тыс. т (+7%). Единовременная погрузка древесных гранул в размере 32,8 тыс. т в этом году стала абсолютным рекордом на российском рынке.
Мощности в рост
Потребность в модернизации инфраструктуры региональных портов остаётся. К примеру, специализированных балкерных мощностей для минеральных удобрений до сих пор нет ни в Петербурге, ни в области. Однако для нефти и нефтепродуктов их достаточно. С контейнерами примерно так же: имеется существенный их запас и трудностей не возникает. Виталий Чернов считает вполне вероятным наращивание перевалки грузов за счёт портов сопредельных государств: "Это вполне реально за счёт российских балкерных грузов, если, конечно, будут построены соответствующие мощности в той же Усть-Луге и, возможно, в Приморске. И, разумеется, если грузоотправителям будут предложены конкурентоспособные условия", — считает он.
По экспертным оценкам, грузооборот петербургского Большого порта будет расти. И при сохранении ежегодного темпа увеличения грузооборота в 5–10%, которое наблюдается сейчас, его мощности могут быть исчерпаны уже через 5–7 лет. Тогда потребуются дополнительные мощности, а также более активное использование портового комплекса "Бронка", который сейчас занимает порядка 10% в грузопотоке. По оценке директора по развитию "Морстройтехнологии" Сергея Семёнова, "его терминалы обладают хорошими мощностями и постоянно совершенствуются, поэтому надо ожидать что “Бронка” со временем может набрать большую долю рынка (может быть, 25 или 30% от общего грузопотока). Его наполнение в соответствии с полной производственной мощностью будет корреспондироваться с ростом контейнерных перевозок на Северо-Западный регион".
“
Даже нынешний успех, при всех его безусловных составляющих, — лишь один из этапов развития компании.
Константин Хамлай
"Усть–Луга Ойл", генеральный директор
“
Благодаря фокусу на достижение высочайших мировых стандартов культуры производства нам удаётся успешно выполнять все поставленные задачи.
Вячеслав Мельников
"Портэнерго", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.