Горнолыжным курортам 47-го региона в этом году помешала заработать не только пандемия, но и аномально тёплая осень.
В Ленинградской области расположено девять горнолыжных курортов: во Всеволожском, Выборгском, Ломоносовском и Приозерском районах. Три из них находятся рядом с посёлком Коробицыно Красносельского поселения.
Зарабатывают курорты не только на сдаче в прокат инвентаря и продаже ски-пассов. Рядом со спусками построены гостиничные комплексы, где можно забронировать жильё, посетить ресторан, воспользоваться спа–услугами и т. д. Однако пока их заполняемость низкая. В связи с плюсовой температурой лыжный сезон начнётся позже обычного. Слишком тёплый ноябрь оказался провальным для бизнеса. И это притом, что в отличие от Европы, где путешественников и любителей активного отдыха ждут только в 2021 году, никаких ограничений по работе горнолыжных курортов в Ленобласти пока нет.
По словам гендиректора горнолыжного курорта "Красное озеро" Виктора Тимакова, запуск первого склона и подъёмника ожидается на днях, но при условии, что оправдается прогноз погоды. В противном случае мероприятие будет перенесено на следующую неделю. Нынешний год уже побил рекорд по самому позднему началу сезона. Прошлый был установлен 24 ноября 2018 года.
Поближе к склону
Впрочем, у курортов есть шанс подправить экономические показатели. Период пиковой выручки для спорткомплексов Ленобласти приходится на новогодние праздники. И какой бы погода ни была, в этом году комплексы простаивать не будут. О стопроцентной занятости гостиниц, коттеджей и таунхаусов "ДП" сообщили курорты "Снежный", "Красное озеро", "Золотая Долина", "Игора" и "Охта Парк".
Виктор Тимаков предполагает, что повышенный спрос прежде всего вызван закрытием границ и, как следствие, отсутствием конкуренции со стороны зарубежных курортов.
У нынешнего сезона есть свои особенности. В этом году любители горных лыж предпочитают аренде номеров в гостиницах коттеджи и таунхаусы. "Гости хотят уединения, и им очень нравится, что коттеджи расположены на большом расстоянии друг от друга, это даёт ощущение комфорта и защищённости", — рассказала "ДП" гендиректор курорта "Охта Парк" Ксения Слугина.
Весенний срыв
Напасти коронавирусного года горнолыжные курорты успели ощутить ещё весной. Конец прошлого сезона стал настоящим испытанием для этого бизнеса. Введённые в конце марта ограничения из–за эпидемиологической ситуации досрочно завершили работу спорткомплексов. Итог — кассовые разрывы.
По словам Виктора Тимакова, "Красное озеро" из–за досрочного закрытия весной недополучило 40% выручки.
Аналогичная ситуация сложилась и на курорте "Охта Парк". Ксения Слугина отмечает, что в весенние и летние месяцы курорт работал только для проживания, при этом все сервисы были закрыты или функционировали в ограниченном режиме.
В Ленинградской области с начала пандемии действует система "светофора". Все районы были поделены на три зоны: красную, жёлтую и зелёную. В первой — с наибольшим количеством заболевших — действуют самые жёсткие ограничения.
Этой весной в "зелёную зону" попали три курорта, расположенные в Коробицыно: "Золотая Долина", "Снежный" и "Красное озеро". Сейчас же всё наоборот, район стал "красным". Из–за этого предприниматели вынуждены придерживаться предписанных ограничений Роспотребнадзора.
Например, на курорте "Красное озеро" заведения общепита работают до 23:00 и с ограниченной посадкой, а в зоне проката контролируется количество посетителей. Виктор Тимаков отмечает, что в этих сегментах ожидается наибольший спад выручки.
Дорогое удовольствие
Всесезонный курорт "Охта Парк" во Всеволожском районе, который также попал в красную зону, до сих работает не в полную силу. По словам Ксении Слугиной, ограничения коснулись отдела организации мероприятий, что сказывается на финансовых показателях.
"С другой стороны, ситуация с коронавирусом спровоцировала высокий спрос на загородное проживание, который позволил гостинично–коттеджному комплексу отработать с максимальной загрузкой", — говорит она.
Но значительные затраты пришлось понести на закупку средств индивидуальной защиты: масок, тестов для сотрудников, средств дезинфекции для уборки, защитных экранов и санитайзеров. У курорта "Охта Парк" дополнительные расходы составили 1,5 млн рублей.
Схожие затраты понесли и в "Золотой Долине". Как сообщили "ДП" в пресс–службе курорта, помимо единовременной траты 1,5 млн на закупку средств защиты ежемесячно тратится 300 тыс. рублей.
Несмотря на неподходящую погоду и коронавирусные ограничения, предприниматели рассчитывают, что доходы, которые они получат в новогодние праздники, компенсируют неудачи весенних месяцев.
“
Постоянные гости отдают предпочтение коттеджам. В первую очередь продавались премиальные коттеджи с сауной и камином, потом уже более экономичные номера в гостинице. Гостиница больше востребована корпоративными гостями, когда важно одно– или двухместное размещение. Пандемия перераспределила доходность от разных целевых групп. Спрос вырос со стороны физических лиц, увеличилась продолжительность проживания, больших корпоративных групп не стало, многие отменили поездки.
Ольга Бурдаева
Генеральный директор парк-отеля "Золотая долина"
“
У нас всё заполнено на новогодние праздники. Более того, мы почувствовали избыточный спрос. При этом в прошлом году он казался более умеренным, но в 2020–м произошёл заметный приток желающих. В связи с закрытием границ и введёнными ограничениями полная заполняемость была весной и летом. Традиционно новогодние каникулы жители Петербурга и Ленобласти, и особенно туристы, планируют заранее — обычно бронирование начинается в сентябре–октябре. Этот год не стал исключением. Поэтому в декабре, даже если поступали отказы на бронь, на продажи это не повлияло. Хотя звонки продолжаются. В зависимости от постановлений губернатора мы приспосабливаемся и работаем.
Ярослав Муханов
Генеральный директор курорта "Снежный"