В петербургский парламент внесли законопроект об упрощённом порядке аренды парковок у дома
Инициаторы — депутаты Денис Четырбок и Алексей Цивилёв — декларируют цель: чтобы жители Петербурга могли на льготных условиях арендовать участки городской земли рядом с местом своего постоянного обитания. Правда, при условии, что являются собственниками квадратных метров, а остальные жильцы не против.
Северная столица уже обогнала Москву по количеству автомобилей в расчёте на тысячу жителей. В городской стратегии социально–экономического развития до 2035 года отмечено, что, учитывая возрастающий уровень автомобилизации Петербурга, проблема нагрузки на парковочную систему города остаётся актуальной. Большинство объектов притяжения транспортных потоков, таких как крупные ТРЦ и деловые центры, не обеспечены необходимым количеством парковок. А в жилых районах граждане занимают места во внутридомовых территориях, ёмкость которых не обеспечивает существующую потребность.
Кто успел — тот и съел
Авторы законопроекта предлагают объединению собственников предварительно регистрироваться в качестве юрлица и подавать заявку на аренду земли. В случае принятия документа предлагается установить срок аренды 3 года. Более того, арендованную парковку жители смогут оградить шлагбаумом, как сейчас на территориях ТСЖ. Пропускать машины скорой помощи, полиции, пожарных будет консьерж или диспетчер. Бонус — размещение машин обитателей только конкретного дома.
Как рассказал Денис Четырбок, в перспективе пользу от законопроекта могут получить не только рядовые граждане, но и город: хоть и небольшие, но деньги за сдачу в аренду земельного участка, а также благоустроенную территорию — расходы на обустройство парковки будут нести жители.
Алексей Цивилёв добавил, что они же будут оплачивать и её содержание: асфальт, разметку, установку бордюров и консьержа, если захотят установить шлагбаум. Но, по словам парламентария, автовладельцам эти хлопоты выйдут дешевле, чем пользование платной парковкой.
Феодальная раздробленность?
Впрочем, даже не все парламентарии на ура восприняли инициативу коллег. Депутат Сергей Купченко (к слову, так же, как и авторы новации, член "партии власти" и сотоварищ Дениса Четырбока по комитету по законодательству, через который проект уже прошёл) видит в новом законе ни больше ни меньше источник социального расслоения.
"А потом окружить каждый двор крепостной стеной, поставить пулемёт, КПП и всё прочее и разделить всё на удельные княжества. Мы хотим предоставить преимущественное право жильцам конкретного дома. А это уже социально неоднородная среда".
Предчувствием проблем поделился и депутат Павел Иткин из ЛДПР: "Парковки — это действительно ресурс, которого катастрофически не хватает в городе. При этом пойти на аренду преимущественно сможет обеспеченный человек. И в итоге если сейчас худо–бедно есть какое–то равенство по доступу к парковкам, то это прекратится. Мы должны обеспечить равно возможность и доступность этих ограниченных ресурсов среди всех".
Денис Четырбок парировал, что инициатива создаётся для активных людей. Так такие как раз и смогут извлечь выгоду — примерно в таком духе выражаются критики проекта. "Либо особо приближённые смогут получить хорошее место, либо вовсе кто–то умудрится взять в аренду и перепродавать", — предположил Павел Иткин.
А город–то разный
Член совета петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Александр Холодов отмечает, что и платных–то парковок в городе не хватает. Но, по его мнению, если законопроект примут, он вряд ли будет пользоваться популярностью среди жителей и даже наоборот — может стать почвой для конфликтов между жильцами.
"Сейчас существуют две ситуации: старые дома, где у жителей мало места в придомовой территории для автомобилей, и новостройки в спальных районах. Во втором случае у жителей есть возможность развернуться и взять землю в аренду для парковки. Поэтому скорее эта инициатива больше направлена именно на старый фонд. Но остаётся вопрос: как много жителей захотят этим заниматься?" — рассуждает в связи с депутатской инициативой Александр Холодов.
При этом, согласно законодательной новации, для оформления аренды в упрощённом режиме земельный участок уже должен стоять на кадастровом учёте и иметь конкретные границы (также необходимо учесть требования СанПиНов).
В случае старого фонда путь по оформлению земли в аренду для парковки будет непростым.
"Зато жители домов с оформленными в собственность участками могут обезопасить себя от установки на их территории ненужных им объектов, например платной автостоянки или киоска. Без ведома собственников на их территории не может начаться никакое строительство", — поясняют в Росреестре.
“
Мы выявили проблему: если многоквартирный дом желает получить в аренду кусок земли, примыкающей к нему, для организации парковки, то сейчас необходимо проходить довольно сложную бюрократическую процедуру. Мы предлагаем, чтобы земля предоставлялась по льготному режиму и без проведения торгов.
Денис Четырбок
председатель комитета по законодательству ЗакСа
“
В центре города во многих дворах есть только один довольно узкий въезд, в спальных — целая система дворов. Поэтому, поставив шлагбаум в одном, можно усложнить жизнь обитателям соседних. Плюс многое зависит от тонкого баланса жителей внутри дома.
Илья Резников
эксперт транспортного развития территорий Института территориального планирования "Урбаника"