Уходящий год изменил расстановку сил на рынке и привычный ход работы компаний абсолютно во всех отраслях экономики, выявив тенденции, которые и будут определять характер их деятельности в ближайшие годы. Один из трендов — сближение офлайн-ретейла и интертейнмента в новом формате торговых комплексов — наиболее ярко проявился сегодня, даже несмотря на ввёденные ограничения. Что в связи с этим стоит учитывать бизнес-сообществу и к каким переменам готовиться, "ДП" рассказал Андрей Должиков, исполнительный директор ТРК "Лето".
Шопинг в торговом комплексе всё чаще воспринимается не только как поход по магазинам, но и как отдых и развлечение. Более того, в регионах качественные ТРК большого формата часто становятся одними из ключевых инфраструктурных объектов на стыке ритейла и интертейнмента. И даже в сравнительно крупных городах выбор мест для проведения досуга нередко не так велик, как хотелось бы. В таких случаях ТРК выполняют роль социально значимых объектов, где проводятся обучающие, развлекательные и другие культурно-массовые мероприятия.
Современные торговые комплексы собирают под своей крышей различные форматы досуга — от необычных зон отдыха до уникальных фуд-парков — с одной целью: чтобы гости любых возрастов могли найти для себя что-нибудь по душе. Например, для студентов хорошо подходят зоны коворкингов, где после пар они могут встретиться с одногруппниками и обсудить домашние задания. Так, в ТРЦ "Аура" в Новосибирске открылось пространство Aura Space, где есть вся инфраструктура для комфортной работы: разъемы для подзарядки гаджетов, бесплатный WiFi. Данная локация отлично подходит также для фрилансеров и других гостей, которые желают провести деловые или личные встречи.
Для привлечения маленьких гостей ТРК еще до пандемии часто устраивали тематические мероприятия с приглашенными аниматорами, преимущественно в сезонные праздники: Новый год, День учителя, День знаний, День матери и другие. По мнению эксперта, подобный формат развлечений не исчезнет и после снятия карантинных ограничений: запрос на такие мероприятия большой, потому что позволяет родителям расслабиться, а детям — получить удовольствие.
Если говорить о культурно-просветительской роли торговых комплексов, то здесь модной тенденцией стало партнерство с музеями в качестве площадки для нетрадиционных выставок. Например, посетители ТЦ "Ривьера" в Москве могут познакомиться с экспозицией музея 3D-картин "Воображариум": стать участниками сюжета выставленных произведений, командных игр или сделать интересные фотографии с экспонатами.
Ещё одно нововведение, которое, правда, по достоинству посетители ТРК смогут оценить уже после новогодних праздников, — это преобразование ресторанных двориков в фуд-парки с уникальной дизайн-концепцией. Этому тренду минувшей осенью последовал ТРК "Лето", открыв гастрономическую зону, где все рестораны и кафе получили качественно новое оформление. Кроме того, они были объединены в несколько зон, которые отличаются по стилистике и настроению. Для гурманов — зона slow food ресторанов, для ярких событий — отдельная локация со зрительскими трибунами и музыкальный салон с роялем.
Пандемия дала сильный толчок развитию мер эпидемиологической безопасности в ТРК, которые в будущем едва ли потеряют свою актуальность. Ключевые игроки рынка сходятся во мнении, что это наиболее важный тренд года для всех торговых центров. Помимо санитайзеров, разметки для соблюдения социальной дистанции и дополнительной дезинфекции, в ТРК продолжат появляться новые сервисы, связанные с безопасностью здоровья. Например, сенсорное управление лифтами и дверьми, позволяющее не прикасаться к потенциально опасным поверхностям руками. А уже сегодня в передовых ТРК активно используется специальное оборудование для очистки воздуха.
ТРК "Лето"
А к новогодним праздникам появилась ещё одна инновация для соблюдения мер безопасности: теперь гости торгового комплекса могут сфотографироваться с диджитал Дед Морозом. Как это происходит? — В ТРК устанавливают интерактивное устройство с технологией дополненной реальности AR Portal, которое создаёт фотографию и отправляет её прямо на адрес электронной почты пользователя. Кстати, адрес можно вбивать в перчатках на электронной клавиатуре, что позволяет соблюдать меры, введенные для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Удовлетворение потребностей гостей ТРК уже давно вышло за рамки некогда главного преимущества — разнообразия брендов под одной крышей. Сегодня и в ближайшем будущем, чтобы оставаться в лидерах, владельцам торговых комплексов необходимо будет обеспечивать широкие возможности для досуга для всей семьи и, конечно, заботиться о здоровье и безопасности посетителей.