Экономика города упадёт в четвёртом квартале, но дальше нас ждёт стабилизация.
Мировой макроэкономический фон остаётся относительно стабильным. Да, ситуация сложная. В Европе на праздники вводят жёсткие локдауны, но настроение у предпринимателей оказалось, что называется, "выше прогноза".
Индекс PMI в производственной сфере еврозоны в декабре вырос аж до 55,5. В сервисе настроения тоже получше — 47,3 пункта (было 41,7).
В США, наоборот, обстановка ухудшилась. Восстановление промышленности по итогам ноября приостановилось, да и оптимизма у бизнеса поубавилось, что объяснимо — заболеваемость в Штатах сейчас резко растёт.
Зато китайские промышленники полностью преодолели кризис (+2,3% с начала года), одновременно выросли инвестиции (+2,6%). И только потребительский спрос всё ещё находится в минусе по сравнению с прошлым годом (–5,7%), хотя и тут восстановление идёт довольно быстро.
Для Петербурга, кстати, это могло бы означать новые экспортные возможности: всё–таки на Китай приходится 8,2% нашего экспорта. Но пока что по итогам 9 месяцев наблюдается снижение отгрузки в Поднебесную примерно на 10%.
А по объёмам экспорта через петербургские порты китайцев обогнали наши самые уважаемые западные партнёры: Великобритания (рост экспортной отгрузки +42,3%) и США (+31,6%). Закупают известно что: группу товаров под кодом "топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки".
Итог лучше прогноза
Российская ситуация — куда лучше, чем в развитых странах, и даже лучше базовых прогнозов. Всемирный банк на прошлой неделе признал, что в силу более заметной, чем ожидалось, экономической активности в III квартале ВВП РФ в 2020 году снизится на 4%, а не на 5%, как ожидалось в сентябре.
В ИК "Ренессанс капитал" ожидают, что спад будет ещё менее драматическим: –3,7%. По мнению главного экономиста Софьи Донец, этому способствовали структурные особенности экономики РФ: низкая доля услуг в ВВП, экономия на импорте (отказавшись от зарубежного туризма, россияне сохранили в стране свыше 1,5 трлн рублей), а также значительно более низкая доля малого бизнеса.
Любопытно, что зависимость экономики от нефти уже не так очевидна. Без учёта сопутствующих бизнесов нефтегазовый сектор составляет около 12% ВВП — это ниже, чем, например, в Норвегии, следует из доклада "Ренессанс капитала". В Альфа–Банке дополняют картину: спад в добывающем секторе (–8,6% за 9 месяцев 2020 года) был компенсирован заметным ростом в секторе финансов (+8%). "Динамика этих двух секторов будет задавать ключевые вехи экономической активности и в 2021–м", — прогнозирует главный экономист банка Наталия Орлова.
Теперь самый интересный вопрос — это перспективы третьей волны (с учётом вакцинации). Если посмотреть на исторический график пандемии испанки в начале XX века, тогда последний пик заболеваемости пришёлся аккурат на весну 1919 года, он был ниже, чем второй, но выше первого (см. рисунок).
Денис Соколов, главный аналитик Cushman & Wakefield по Восточной Европе, предполагает, что более высокие темпы заболеваемости могут сорвать восстановление в 2021 году. "Провал мы имеем в этом году, следующий год — это такая стабилизация, мы на дне немножко полежим и начнём к концу года подниматься. Соответственно, полноценное восстановление будет происходить только через год", — говорит он.
Софья Донец сама переболела коронавирусом и пересмотрела свои ожидания по "отскоку" экономики, поскольку даже появление иммунитета моментально не повышает готовность тратить деньги, так как привычки уже изменились.
"Теперь я более скептична по поводу восстановления потребления, но даже плавного восстановления хватит, чтобы экономику вернуть в норму, — уверена она. — Мы прогнозируем рост на 2021–й на 3,8%, это означает возврат к уровню 2019–го в конце года".
Вызов инфляции
Главная интрига конца года — ускоряющаяся инфляция. К 7 декабря потребительские цены выросли на 4,3%, что уже превысило официальный прогноз правительства на весь 2020 год (3,8%) и таргет Центробанка. Ситуация в продовольственном секторе даже привлекла внимание президента.
Здесь мнения у экспертов разные. В Альфа–Банке считают, что такое "внимание сверху" станет дезинфляционным фактором на 2021 год, поскольку государство сконцентрируется на обеспечении рынка предложением.
"Если пандемия в 2020–м поставила в центр внимания фактор спроса, то 2021–й будет временем расшивания узких мест в части производства. Это подтверждает наше мнение, что в следующем году дезинфляционные тенденции в России могут набирать оборот", — пишет Наталия Орлова.
В "Ренессанс капитале" считают фактором увеличения цен рост зарплат. "Есть уже точка зрения, что на формирующихся рынках проблема инфляции ушла, однако России это не касается. И одна из причин — это индексация зарплат. Уровень инфляции 0% готова получить экономика, где идёт нулевая индексация зарплаты. А нас от этого сценария будут охранять дефицит рабочей силы и господдержка", — считает Софья Донец.
На пониженном уровне
Петербург остаётся в русле общего тренда. По данным Tinkoff Coronaindex, в декабре город оказался в пятёрке худших регионов РФ по потребительской активности. Даже без полного локдауна соответствующий индекс скатился до 5,1 пункта (в апреле было 2,5–3, летом — около 7).
Официальная статистика есть пока только за ноябрь, когда город ещё не достиг пика заболеваемости. Видно, что дела шли не очень плохо. Розничная торговля непродовольственными товарами даже выросла на 1,2% к ноябрю 2019 года (видимо, всё–таки сказалась "чёрная пятница"). Продажи продовольствия просели на 3,3%. Объём платных услуг оставался на пониженном уровне: разница с ноябрём прошлого года — порядка 15%.
Но есть хорошая новость. Это динамика инвестиций. Если в целом по стране объём вложений бизнеса за 9 месяцев сократился на 4,1%, то в Москве и Петербурге наблюдается рост: на 11,5% и 5,5% соответственно.
"Рост инвестиций обеспечили вложения в основной капитал предприятий розничной торговли, транспортировки и хранения, электроэнергетики и в информацию и связь. Инвестиции в строительство за 10 месяцев не дотягивают до соответствующего периода прошлого года (около 94%)", — поясняет Сергей Гришунин, управляющий директор Национального рейтингового агентства.
Эксперт считает, что в 2021 году рост инвестиций будет в диапазоне 3–5%. "Расти инвестиции быстро в 2021 году не будут, так как инвестиционный климат в Петербурге при текущем правительстве города остаётся очень плохим, а внезапно объявленный локдаун на новогодние праздники инвестиционной привлекательности не прибавляет. Если рост инвестиций и будет, то за счёт федеральных строек и вложения в федеральные предприятия", — констатирует Гришунин.
Вряд ли существенно улучшит ситуацию в экономике и обещанный президентом "новогодний подарок" в 5 тыс. рублей для семей с детьми до 7 лет включительно. В Петербурге, по данным Петростата, живёт до 0,5 млн детей в этом возрасте. Получается 2,5 млрд рублей "вливаний" в экономику при среднем обороте розницы 1,5 трлн рублей (0,17%).
"Едва ли подобные выплаты смогут заметно активизировать потребительский спрос, — считает Алексей Коренев, аналитик ГК “Финам”. — Как показал опыт предыдущих выплат весной и летом этого года, немалая часть получаемых денежных средств расходуется на погашение кредитов, в которых российские домохозяйства просто погрязли, либо откладывается в виде накоплений “на чёрный день”, а не поступают в реальный денежный оборот торговой розницы".