5 января президент Владимир Путин предложил на должность главы правительства Михаила Мишустина.
Михаил Мишустин почти год на своём посту, но умудрился остаться в памяти не более ярким, чем некогда Михаил Касьянов или Михаил Фрадков. Все три Михаила оказались идеальными технократами, никак не оттеняющими первое лицо государства, складно говорящими, выглядящими скромно и достойно, — идеальными чиновниками, которые добросовестно исполняют свой функционал.
В меру инициативный Мишустин ни разу не вызвал гнева со стороны президента, не ляпнул фразу, которая бы, как у Черномырдина, пошла в народ.
Наверное, люди, советовавшие главе государства остановить свой выбор именно на таком человеке, хорошо разбираются в психологии восприятия власти: действительно имело смысл назначить человека относительно молодого (1966 года рождения) — это показывает, что власть стремится к омоложению. Принадлежность к налоговой службе тоже должна говорить о том, что человек, не позволяющий воровать другим чиновникам, уж сам-то точно кристально чист. Разрекламированные заслуги в создании "цифровой экосистемы" его прошлого ведомства тоже намекают на то, что и в масштабах страны он будет ориентироваться на высокие технологии.
Возможно, что так оно и будет в дальнейшем. Но таким уж выдался этот год, что не довелось Михаилу Мишустину проявить свои таланты и инновационность. Сначала всё внимание публики было стянуто к поправкам в Конституцию. Потом нагрянул ковид, и всё остальное ушло на периферию. Решений о поддержке пострадавших от пандемии люди ждали не от премьера, а только от президента. И это нормально в тяжёлые времена. Народ бы не понял, если бы эти решения давали озвучивать кому-то другому.
А потом произошло совсем интересное: полномочия по принятию решений о мерах по борьбе с ковидом передали главам регионов и комиссии под руководством Сергея Собянина. И Мишустин, какими бы на самом деле важными делами он ни занимался, не имел шанса попасть в топ цитируемости, поскольку важнее темы пандемии не было.
Но не будем спешить жалеть премьера. Конспирологам наверняка сразу пришла на ум мысль о том, что Мишустина специально берегут от ассоциаций с негативом — готовят к какому-то более значимому посту… А почему нет? Наблюдая за ним в общении со стороны, нетрудно предположить, что только колоссальный внутренний самоконтроль позволяет ему быть пока среднестатистическим премьером. Это тоже надо уметь сыграть. И это удаётся только тем, кто, если будет возможность расправить крылья, сможет и речь зажигательную толкнуть, и искренне влюбить в себя электорат.
За примерами в нашей истории далеко ходить не надо — достаточно вспомнить Никиту Хрущёва, а лучше — как из-за плеча Бориса Ельцина незаметно появился нынешний президент Владимир Путин. Так уж устроена наша аппаратная закулиса, что демонстративно ярких сбивают на взлёте, поэтому мудрый должен камуфлировать свою яркость, притвориться никаким, чтобы появился шанс долететь до вершин. Главное — не подпускать к себе имиджмейкеров, которые уговорят тебя на телекамеру поиграть в бадминтон. Впрочем, кремлёвским имиджмейкерам виднее. И мы в этом убедимся, если в рост пойдёт не Михаил Мишустин, а какой-нибудь другой премьер.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020