Уходящий год был особенно тяжелым для представителей малого и среднего бизнеса, которые и так переживали кризис последние 5 лет. Теперь эксперты пророчат МСП новые трудности после пандемии.
Бизнес ждёт отложенный эффект — все отсрочки по кредитам, уплате налогов и аренды, которые предоставило государство, придётся выплачивать уже в следующем году. В результате, по оценке экспертов, закроется порядка 20-50% МСП. "ДП" собрал неутешительные прогнозы на 2021 год.
В самозанятые
Евгений Миронюк, аналитик "Фридом Финанс", уверен, что многие если и не закроют свой бизнес, то попробуют сделать что-нибудь со своим юрлицом. Так, те, у кого было несколько юрлиц — оптимизируют их (Миронюк полагает, что это скажется на эффективности бизнеса). Так же при продолжении тенденции закрытия бизнесов предприниматели начнут всё чаще уходит в разряд самозанятых.
"Очевидно, что летом недооценивалось влияние волны заболеваемости на МСП в течение осени. Также, вероятно, и сейчас недооценивается эффект продолжения эпидемии на сферу весной 2021 года. Очередная волна заболеваемости COVID-19 грозит нивелировать восстановление", — отметил он.
Согласно последней статистике ЦБ темп прироста задолженности по рублевым кредитам, предоставленным субъектам МСП в России, составил 25% на 1 ноября (год к году). Она увеличилась до 5,2 млрд рублей, а с 1 сентября по 1 ноября прирост задолженности составил 6,4%.
"Доля задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП (в общей сумме задолженности по предоставленным кредитам юридическим лицам и ИП) продолжает расти. Таким образом именно сегмент МСП становится наименее кредитоспособным. Так же, несмотря на применение ряда мер поддержки на региональном и федеральном уровне, участники рынка отмечают сложность получения преференций", — добавил Миронюк.
По данным Росстата в январе-октябре 2020 года сальдированный финансовый результат (суммарная прибыль, уменьшенная на размер убытка) всех организаций и предприятий в России показал снижение на 38,2%. Статистики отдельно по МСП пока нет, но по мнению эксперта, результаты по ним будут не лучше представленных. В "Фридом Финанс" ожидают улучшение сальдированного показателя в 2021 году, что будет объясняться мерами властей и их обещанием не вводить ограничительные меры на подобии тех, что применялись весной 2020 года. Однако тенденция падения прибылей субъектов МСП будет продолжаться по крайней мере до конца второго квартала 2021 года.
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари", более позитивна в своих оценках и считает, что всё зависит от самих предпринимателей — смогут ли они использовать кризис себе на пользу.
"Время стресса — это время возможностей, и это совершенно точно можно сказать о малом бизнесе. Все условия сохраняются прежними: если чувствуешь риск — "режь" все издержки сразу же, не дожидаясь осложнений, ищи онлайн-варианты, сравнивай, оценивай и работай только в том поле, где видишь перспективу. Малый бизнес в России пока не стал для государства перспективным полигоном по принципу, например, американского, поэтому каких-то классных стратегий от властей по поддержке небольших бизнес-форматов ждать точно не стоит", — отметила она.
По её мнению, примерно 20% малого бизнеса прекратит свое существование еще до конца первого квартала 2021 года, но далее, с возвращением спроса и некоторой активности потребителя (даже при минимальной платежеспособности населения), эта ниша снова окажется заполненной.
"Сложности все те же: дорогое сырье, невозможность просчитать динамику цены на расходные материалы, безумные сложности с кредитованием и отсутствие вариантов с залогами, минимальный покупательский интерес и проблемы с платежеспособностью населения, бюрократическая машина и постоянный стресс. Но в этом есть доля драйва — сейчас самый отчаянный, смелый и дальновидный продвинется хорошо вперед", — уверена эксперт.
Долги и сети догоняют
Около 50% компаний малого бизнеса, которые работали до пандемии, закроются в 2021 году, уверен председатель Санкт-Петербургской ассоциация малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. Кроме того, эксперт предполагает, что более крупный бизнес начнёт ещё сильнее давить малый.
"Классический пример — сфера торговли, когда сети пожирают всё пространство. Поскольку они тоже потеряли часть доходов, то сети постараются поглотить остатки малого бизнеса, чтобы получать полную прибыль", — рассказал он.
Также Третьяков обращает внимание, что в этом году произошла существенная девальвация рубля и падение доходов населения, что сказалось на покупательной способности. "Около 80% малого бизнеса реализуют себя на потребительском рынке — торговля, общепит и так далее. Они напрямую зависят от доходов населения", — отметил эксперт.
Существенным фактором является и то, что все льготы и преференции для бизнеса, которые предоставили власти, носят отложенный эффект — отсрочка по долгам, аренде, кредитам и налогам.
"Большинство столкнётся с валом финансовых обязательств, которые они не смогут выполнить. Кроме того, в нынешнем году казна, так скажем "похудела", и власти постараются всяческими способами её наполнить. Так что я думаю, что для пополнения бюджета будут вводиться всё новые налоги и технологи сборов для населения и малого бизнеса", — подчеркивает Третьяков.
Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group согласен с тем, что больше всего пострадает сектор общепита и услуг, и здесь сыграют два фактора. К одним из них он также относит отложенные долги и финансовые обязательства.
"Во-вторых, экономический кризис с сопутствующими ему ростом безработицы и падением реальных доходов населения приведет к значительному уменьшению спроса на товары и услуги. Соответственно, в следующем году можно ожидать роста банкротств в сегменте малого и среднего предпринимательства", — подытожил он.