В непростой для бизнеса год петербургские компании продолжают покорять зарубежные рынки. Кризис – это всегда время новых возможностей, но нужно уметь их видеть и быть готовым подстроиться под меняющийся мир. О нюансах развития экспорта в эпоху пандемии рассказала "ДП" генеральный директор АНО "Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта" Надежда Ларионова.
Как пандемия отразилась на объёмах экспорта?
— Петербург по–прежнему занимает второе место среди российских регионов по объёму экспорта, уступая только столице. За 9 месяцев 2020 года компании региона поставили за рубеж продукции на сумму более 15,5 млрд долларов США.
Несмотря на все проблемы экономики и введённые ограничения, говорить о том, что экспорт в упадке, нельзя. В условиях пандемии и снижения платёжеспособности компании Петербурга начали рассматривать иностранные рынки как альтернативу снижающемуся спросу внутри страны. Многим из наших получателей поддержки в этот год удалось расширить географию и ассортимент экспортных продаж.
И тем не менее с точки зрения статистики российский экспорт суммарно снизился на 23% за первое полугодие, экспорт в Петербурге за три квартала 2020–го уменьшился на 36%. В нашем регионе речь идёт в первую очередь о сокращении энергетического экспорта за счёт снижения спроса на энергоносители и падения курса рубля. Что касается неэнергетического несырьевого экспорта, который в основном и создают предприятия малого и среднего бизнеса, то его доля возросла на 10% по сравнению с предыдущим годом. По многим позициям промышленной продукции мы отмечаем не только сохранение объёмов экспорта, но и его рост.
Надежда Ларионова, генеральный директор АНО "Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта"
Какие отрасли сумели повысить показатели?
— В первую очередь отмечается рост экспорта продовольственных продуктов и сельскохозяйственного сырья. Также увеличиваются поставки изделий из чёрных и цветных металлов и продукции машиностроения. Растёт спрос зарубежных потребителей на продукцию российской лёгкой промышленности.
В условиях пандемии предсказуемо вырос экспорт лекарств и медицинских товаров, хотя этот рост сдерживался установленными государством квотами, например, на вывоз масок, нетканых материалов, из которых они изготавливались, компонентов антисептиков. В этой ситуации одна из компаний — получателей нашей поддержки наладила экспорт самой технологии производства уникальных масок.
Переход на дистанционные технологии многих отраслей обслуживания и рост электронной торговли ведут к увеличению интереса к российским IT–услугам и разработкам. Тем более что для экспорта IT–услуг не страшны закрытые границы и практически отсутствуют различные административные барьеры. Хотелось бы отметить, что в 2020 году мы впервые провели курс экспортной акселерации для девяти компаний IT–сферы из Петербурга, и треть участников уже заключили экспортные контракты.
Иногда таможенная статистика выдаёт и неожиданные для нас результаты. Например, за 9 месяцев 2020 года на 131% возрос экспорт из Петербурга книг и документации. Среди наших клиентов, которые заключили контракты по результатам поиска партнёров за рубежом, две типографии.
Чтобы определить точки роста, предприниматели могут обратиться в Санкт–Петербургский центр поддержки экспорта?
— Да. Кроме услуг, связанных с сопровождением экспортных сделок, есть и услуги для начинающих экспортёров и тех, кто ищет новые рынки. Это консультации, формирование дорожной карты по выходу на рынки, различные маркетинговые исследования иностранных рынков, поиск партнёров за рубежом в дистанционном формате. По результатам данных услуг компании получают наиболее актуальную информацию, позволяющую определить перспективные ниши на глобальных рынках. Например, очень актуальным стало направление поставок птицы в Китай, потому что этот рынок открылся — и данную нишу активно начали занимать российские компании, экспорт этого вида продукции показал хороший рост. Сейчас в ОАЭ вводится много ограничений на работу с турецкими партнёрами, и появляются новые ниши, которые могут быть интересны и компаниям из Петербурга. Мы планируем, что в I квартале 2021 года нам удастся организовать визит делегации малых и средних предприятий Петербурга в ОАЭ для детальных переговоров.
Какие направления поддержки сегодня наиболее интересны бизнесменам Петербурга?
— В течение года за услугами в Санкт–Петербургский центр поддержки экспорта обратилось более 400 местных компаний. В I квартале наибольшим спросом пользовались массовые мероприятия — международные выставки, семинары, реверсные бизнес–миссии иностранных делегаций. После введения ограничений вектор поддержки сменился в сторону развития дистанционных продаж.
В числе наиболее востребованных мер поддержки — размещение предприятий и их продукции на электронных торговых площадках. Тем более их ассортимент теперь не ограничивается только потребительскими товарами, есть и площадки b2b, которые ориентированы на промышленную продукцию или могут обеспечить продажи оптовым ретейлерам. За текущий год мы разместили на международных маркетплейсах 96 петербургских компаний. Общий объём заключённых на ЭТП контрактов у этих компаний составил 7,4 млн долларов США.
Учитывая закрытые границы, одна из наиболее болезненных тем сегодня — установление прямых контактов с иностранными партнёрами. Поэтому растёт интерес к онлайн–мероприятиям: бизнес–миссиям и переговорам по ВКС, вебинарам. Причём не только с российской стороны, ведь ограничительные меры сейчас действуют по всему миру, а бизнес нуждается в постоянном развитии. Сейчас даже крупные иностранные партнёры, встречу с которыми раньше можно было запланировать только на выставке или форуме, готовы общаться онлайн, тем более что форматы дистанционного общения по всему миру развиваются, становятся эффективнее и комфортнее.
Какие задачи стоят на следующий год?
— Наша задача — как можно большему количеству компаний сообщить о нашем существовании, о тех возможностях, которые предлагает государство в поддержке экспорта. Пакет поддержки и набор инструментов сегодня максимально близки к мировому уровню. Сейчас на федеральном уровне тестируется сервис "Единое окно для экспортёров". Это значит, что заявку на любую услугу можно будет подать онлайн и в удобное для клиента время.