В Петербурге встретили Новый год на 6% скромнее.
Говорят, как Новый год встретишь, так его и проведёшь. Вот и посмотрим, как будет выходить из кризиса экономика, когда у неё такие скупые потребители. Аналитики "Сбера" посчитали расходы россиян в новогодние каникулы и констатировали: вопреки народной любви к празднику, население сохраняет режим экономии. В период с 28 декабря по 2 января траты сократились на 0,5%, а в период с 4 по 10 января — ещё больше, на 1,2% год к году.
Казалось бы, не такие уж печальные цифры. Ну не потратили россияне какой–то жалкий процент… В конце концов, сравниваем ведь с пиковым предкризисным потреблением. Но здесь нужно вспомнить, во–первых, про инфляцию: ценник на сахар и на подсолнечное масло мы, конечно, придержали, но почти 5% роста цен по всем фронтам всё равно набежало. То есть потратили россияне на 1,2% меньше, а товаров купили — меньше на 6,2%.
Другой немаловажный нюанс заключается в том, что в этом году часть сограждан (обычно это около 400 тысяч человек) не смогла выехать на вожделенные Мальдивы, в Европы и Таиланды. Но, оставшись в стране, тратить свои деньги они не поспешили.
Можно примерно прикинуть, сколько это в рублях. В 2019 году Visa сообщала, что россияне, владеющие её картами, потратили за рубежом с 1 по 10 января почти 20 млрд рублей. Добавим ещё MasterCard, наличку, карты "Мир" (хоть где–то их должны принимать, правильно?) — и цифру можно смело удвоить. Весь январский оборот в стране оценивается Росстатом в 2,5 трлн рублей, и уж хотя бы 1,5% от него россияне стабильно на Новый год вывозили. А в этот раз — получается, не донесли даже до российских магазинов.
Особенно сильно недоплатили Петербургу. Если верить Российскому союзу туриндустрии, на новогодние каникулы в Северную столицу приехало в 10 раз меньше людей, чем обычно. А загруженность городских гостиниц в новогодние праздники составила в среднем 18–20%, сообщил глава комитета по развитию туризма Сергей Корнеев на заседании правительства. Как и летом, чуть больше повезло Ленобласти: загородные гостиницы были заполнены хотя бы на 25–40% (вероятно, за счёт петербуржцев же).
В целом, по расчётам банка ВТБ, жители и гости Санкт–Петербурга в дни новогодних каникул потратили на отдых более 2,3 млрд рублей — и это на 6% меньше, чем годом ранее. Бенефициарами коронакризиса остаются супермаркеты — у них выручка как раз на 13% выросла (там–то, видимо, и всплыли денежки "оставшихся дома", равно как и не съеденные в ресторанах салаты). Проигравшие — тоже всё те же: петербургские рестораторы, отельеры, а также сфера развлечений. По данным ВТБ, оборот общепита упал по сравнению с прошлым Новым годом на 60%, а турагентства потеряли 40%.
Январские праздники бизнес как–нибудь переживёт. Что не убило его летом, теперь сделает сильнее. Однако такие цифры говорят не только о конкретном потреблении в январские дни, они — про вектор общественных настроений. Российский (и петербургский) потребитель целое десятилетие имел дело с кризисами и уже успел наступить на самые разные грабли: скупал валюту "на хаях", затаривался гречкой и телевизорами… Наученный горьким опытом, Новый год он встречает в лёгкой депрессии и тревоге, откладывая, по примеру своего государства, деньги на чёрный день.
Для экономики здорового человека такое поведение — обычно самосбывающийся прогноз. На страхах стоят все кризисы. Но у нас–то — "экономика курильщика", правильно? А значит, припасён в рукаве и маленький козырь. Случилось рождественское чудо — пусть на снижении добычи, но нефть подорожала до $57 за баррель. Goldman Sachs говорит: будет даже и $65, надо только подождать пару кварталов.
В этот момент как–то даже жаль становится, что зависимость российской экономики от цен на нефть так снизилась. Экономисты "Ренессанс Капитала" тут рассчитали: в Казахстане, где доля сырьевого сектора чуть повыше и нет бюджетного правила, средняя цена $60 за баррель в 2021 году может обеспечить рост ВВП на 5,8% (+0,8 п. п. к базовому прогнозу), а в России — только 4,2% (+0,4 п. п.).
Так, может, ну его, этого прижимистого потребителя? Дорожает чёрное золото — и славно! А "новая нефть" — что с неё взять? Стране в этом году из кризиса выходить, а они всё экономят и экономят.