08:3220 января 202108:32
2136просмотров
08:3220 января 2021
Эксперты говорят, что это хорошо, но в урезанном виде второе ведомство кажется не очень жизнеспособным.
Разговоры о возможном перераспределении полномочий между комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и комитетом по транспорту (КТ) ходили давно. Год назад эту концепцию одобрили курирующий их вице–губернатор Максим Соколов и губернатор Александр Беглов. На Исполкомской улице, где базируется КТ, даже освободили места для новых сотрудников, но само постановление правительства об этом оставалось легендарным: многие о нём слышали, но никто не видел. В итоге губернатор поставил свою подпись лишь 30 декабря, а опубликовали его на первой рабочей неделе января. Как говорят собеседники "ДП" в Смольном, комитеты "бодались" до последнего, а задержка с опубликованием может быть связана с желанием "повернуть всё вспять".
Это логично
С 1 февраля 2021 года три госучреждения, ранее находившиеся в ведении КРТИ, — СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения" (ДОДД), СПб ГБУ "Центр транспортного планирования" (ЦТП) и СПб ГКУ "Городской центр управления парковками" (ГЦУП) — перейдут Комтрансу. У КРТИ останется только ГКУ "Дирекция транспортного строительства" и ГБУ "Мостотрест". В итоге функции планирования, регулирования и управления всем транспортом теперь сосредоточены у КТ, а вся транспортная стройка — у КРТИ. Бюджет Комтранса в связи с этим увеличится примерно на 6,5%, отмечают в комитете.
Специалисты, опрошенные "ДП", солидарны в том, что принятое решение верно. Подобное хотели сделать ещё при вице–губернаторе Игоре Албине, но убедить его не удалось.
"Это, на мой взгляд, логично. Сейчас транспортным планированием и организацией движения занимаются строители дорог, что никак не помогает грамотному развитию транспортного сектора, который нацелен на освоение средств на строительстве дорожных объектов", — говорит транспортный аналитик Арсений Афиногенов.
"Решение логичное и выверенное. Это поспособствует более быстрому реагированию на транспортную ситуацию в городе, решению многих насущных проблем, таких как создание приоритетного пропуска общественного транспорта, увеличение средней скорости движения подвижного состава, создание новых остановочных площадок", — прокомментировали в Комтрансе.
Однако, по данным "ДП", не все в Смольном разделяют эту позицию. Противники считают, что реального отношения к управлению общественным транспортом эта реформа не имеет и вызвана исключительно личными амбициями участников процесса.
Как в Лондоне и Москве
По мнению директора по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимира Валдина, до перераспределения полномочий у КТ было недостаточно механизмов для комплексного развития транспортной системы. В полном объёме его полномочия охватывали только непосредственно организацию маршрутных перевозок.
"В идеале всем транспортом в городе должна заниматься единая структура, по функционалу близкая к британской TFL (Transport for London) или “скопированной” с неё BKV в Будапеште. В России к этому наиболее близок московский Дептранс, хотя по сравнению с европейскими коллегами и у него несколько меньше полномочий. Но он априорно обладает большей гибкостью с точки зрения организации приоритета перевозки людей общественным транспортом. Теперь в этом направлении движение пошло и у нас, что отрадно. Что получится на практике, посмотрим. Самая большая проблема у наших профильных структур — кадровая. Специалистов широкого профиля в области территориального и транспортного планирования и управления крайне мало, и даже не в Петербурге, а в стране", — прокомментировал "ДП" Валдин.
Штат КТ в связи с перераспределением полномочий через 3 месяца увеличится на 28 человек за счёт сотрудников КРТИ. Это не новые должности, отмечают в Комтрансе. Но появится один новый зампред комитета.
С "подведами" должно произойти просто переподчинение, потому что специалистов нужного профиля в КТ нет, говорит Владимир Валдин. К тому же передают их с полномочиями.
Сложная история
В 1990–е годы, когда КТ ещё был департаментом транспорта в комитете по управлению городским хозяйством, полномочий у него было больше, чем сейчас. Потом всё урезалось и перераспределялось, в итоге появился могущественный КБДХ (комитет по благоустройству и дорожному хозяйству). После КБДХ разделился на КБ (комитет по благоустройству) и КРТИ. Последнему отошло, в частности, строительство метро, что многие эксперты считают неудачным решением.
Сейчас у него останется строительство дорог, велодорожек и метрополитена. Вероятно, в перспективе как отдельный комитет КРТИ уже будет не нужен, полагают собеседники "ДП". Достаточно, например, управления в комитете по строительству.
По мнению транспортного инженера и эксперта комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрия Баранова, все идёт к тому, чтобы КРТИ ликвидировать, "просто это нельзя сделать моментально". Но если дороги доверят строительному блоку, получится не очень хорошо. Поскольку их будут строить, не сильно считаясь с задачами транспорта. В Москве так и получается, говорит эксперт.
"Мы привыкли, что дорог всегда не хватает, что автомобилизация растёт, что любая дорога — благо. Но времена меняются, в современном мире приходят к тому, что дороги для машин — это дорого, вредно и неудобно. И не то чтобы они вообще не нужны, но удовлетворение желания граждан ездить на машинах уходит из политической повестки", — считает Баранов.
"Как следующий шаг после многолетнего застоя — решение хорошее, — оценивает один из транспортных аналитиков перераспределение полномочий между комитетами. — Но в окончательном варианте я бы видел всё это в одних руках, и в первую очередь стройку метро. Штаты на всех уровнях сейчас раздуты, процессы не оптимизированы: специалисты вместо нужной работы бесконечно отвечают на жалобы. Это всё можно разрулить, дабы сделать комитет с большим пулом функций, но не гиганта по численности и структуре".
Однако на практике подчинение КРТИ Комстрою едва ли возможно: передача таких важных и финансово ёмких функций, как строительство дорог, от транспортного вице–губернатора строительному слишком сильно нарушит баланс власти внутри Смольного.