"Обратная связь", режиссёр – Алексей Нужный
Предновогоднее Подмосковье. Семеро друзей (три семейные пары и один холостяк с подозрениями на гомосексуальность) арендуют коттедж. Центральным событием ночи обещает стать новая психологическая игра: все участники должны написать на бумажках то, что их раздражает друг в друге. Мы понимаем, что ни к чему хорошему затея не приведёт. Отчего–то этого не понимают главные герои фильма.
В 2019–м "Громкая связь", предыдущий фильм "Квартета И" с его участниками в главных ролях, о приключениях тех же персонажей, продержался три месяца в активном прокате и собрал полмиллиарда рублей при бюджете 78 миллионов. То была адаптация итальянских "Идеальных незнакомцев" Паоло Дженовезе — суперхита, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса, пережившего ремейки в 18 странах, каждый из которых оказался успешным. Продолжение франшизы — сугубо отечественное решение. Верное ли — открытый, скажем мягко, вопрос.
"Громкая связь" была картиной–сюрпризом в традициях герметичных детективов, но с заменой детективной составляющей на комедийную. Вот компания друзей собирается в замкнутом пространстве, вот беззаботные беседы оборачиваются конфликтом, вот из шкафов вылезают скелеты… Короче говоря, все герои проходили путь от простых характеров к сложным. Во второй серии они начинают раздражать друг друга с первых минут, и фильм в этом смысле не отстаёт. Из обаятельных людей с некоторым количеством недостатков превращаются в неприятных, мелочных и скрытных, а обаяние (непременный атрибут персонажей новогоднего кино) в них приходится искать с фонариком.
"Обратная связь" крутится между стульями с задачами, а в решающий момент, когда пора бы уже сделать выбор и занять нужное место, остаётся не у дел, как в детской игре. Если Алексей Нужный метил в комедию — то получилось не смешно, если в семейное–доброе кино — то с добротой–то тут точно проблемы, если в разговорную мамблкор–драму — то проблемы в сценарии, если в авторское высказывание — в режиссуре. Да, актёры, а особенно актрисы, очень хорошо играют, но это, переворачивая известную поговорку, хорошая игра при постной мине.
Если бы стояла задача описать картину одним словом, это было бы "попытка" — сделать из международного хита собственный сериал с шагом "раз в год". Но столкнулись с тем, что персонажи выработали себя. Попытались создать портрет новой российской буржуазии — но целевой зритель едва ли узнаёт в этих людях себя (да и где они вообще, эти наши новые буржуи?). Попытались затронуть редкие для отечественного экрана темы: феминизм, гомосексуальность, семейную сексуальную жизнь — но в том–то и дело, что лишь затронули и испугались идти дальше. Кажется, и попытка коммерческого успеха пока остаётся попыткой.
При всех претензиях на самой идее новой альтернативы "Ёлкам" не хочется ставить крест. Как и на режиссёре Алексее Нужном. Может быть, причина нынешних неудач в том, что он просто слишком много работает, выпуская со времён прорывного "Я худею" по две картины в год. Может быть, ему тоже, как и героям фильма, стоит арендовать домик в глуши, разжечь камин, налить чего–нибудь в большой красивый бокал, достать бумажку с ручкой и написать о том, "что я делаю не так".