Петербургский производитель лекарственных средств "Биокад" оспорил в Суде по интеллектуальным правам (СИП) решение Роспатента, который ранее отказался отменить патент шведской AstraZeneca AB. На основе композиции фулвестранта, защищённой этим документом, изготавливается препарат для лечения рака молочной железы.
Нынешнему спору предшествовали баталии в Палате по патентным спорам, куда "Биокад" обратился в октябре 2019 года. Его представители заявляли, что сам факт изобретения шведского конкурента неочевиден. "По мнению “Биокада”, то, что запатентовала AstraZeneca, — пусть и новая, но совсем не оригинальная для специалистов технология. В частности, упаковывание, хранение и применение фармкомпозиции в шприцах — очевидное решение, которое не даёт какого–либо неожиданного технического результата", — рассуждает партнёр, руководитель практики IP / IT Maxima Legal Максим Али.
СИП принял жалобу петербургской компании к производству. Решение по делу пока не вынесено. В пресс–службе "Биокада" отказались от комментариев. AstraZeneca также не пояснила "ДП" свою позицию.
Если не рассматривать вариант мирного урегулирования спора, "Биокаду" для победы потребуется убедить суд в неочевидности изобретения AstraZeneca, говорит Максим Али. По его мнению, многое будет зависеть от назначения экспертизы или показаний специалистов.
На расстановку сил на фармацевтическом рынке может повлиять и другой фактор. "В свете последних событий, когда начинает применяться норма о принудительной лицензии на изобретение для госнужд, количество случаев, когда правительство и крупные российские производители будут пытаться “прижать” иностранные компании, думаю, будет расти", — прогнозирует адвокат Юридической конторы Гессена Георгий Мелков.
По оценкам аналитической компании "АрЭнСи Фарма", за три квартала 2020 года объём закупок препарата фазлодекс (торговое название фулвестранта), защищённого патентом, составил 2,2 млрд рублей (в оптовых ценах), это около 63 тыс. упаковок. Динамика к аналогичному периоду прошлого года составила +8,5% в денежном выражении и порядка +10% в натуральном. Основной объём закупок приходится на госсегмент: препарат дорогостоящий и в рознице почти не реализуется.
"“Биокаду” интересен именно рынок госзакупок. Компания имеет значительный опыт работы в госсекторе, в том числе у неё хороший опыт вытеснения с рынка иностранных конкурентов", — предполагает директор по развитию "АрЭнСи Фармы" Николай Беспалов.
В прошлом году AstraZeneca единственная производила и поставляла этот препарат на российский рынок. Лекарственную форму создают и первично упаковывают препарат в Германии, на предприятии Vetter Pharma–Fertigung GmbH & Co. В России препарат проходит только стадию вторичной упаковки в Калужской области на мощностях собственного предприятия AstraZeneca, говорит Николай Беспалов. И в результате препарат считается российским.
В июне "Биокад" зарегистрировал свой аналог фулвестранта, но, по словам Беспалова, до конечных получателей он дойдёт в лучшем случае в IV квартале 2021 года.
"Препарат “Биокада” локализован в России по полному циклу формулирования (субстанция, правда, закупается за рубежом), и он почти на 30% дешевле шведского", — оценивает эксперт.
По данным базы Роспатента, за последние 5 лет "Биокад" подал 14 возражений на чужие изобретения. По данным СПАРК, в числе основных заказчиков компании — департамент здравоохранения Москвы и Минздрав России.
Выручка ЗАО "Биокад" в 2019 году составила 24 млрд рублей (+6,1 млрд к предыдущему году), чистая прибыль — 7,2 млрд (+1,7 млрд к 2018–му).