Как предсказывают аналитики долгового рынка, в ближайшее время российские регионы резко увеличат эмиссию облигаций. За 3 года только столица рассчитывает выпустить облигаций на 600 млрд рублей, притом что весь сегмент бондов регионов сегодня порядка 700 млрд рублей, сообщила директор — руководитель группы региональных рейтингов АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство) Елена Анисимова.
Управляющий директор управления рынков заёмного капитала Газпромбанка Алексей Руденко считает, что выход Москвы на рынок заимствования будет бенчмарком (ориентиром для ставок). "Влияние столицы на других эмитентов, на инвесторов будет положительным. По объёмам очевидно, что наш рынок растёт. Ещё недавно выпуск облигаций на 5 млрд рублей был рекордным, а сейчас 30 млрд такие заёмщики, как Петербург или Московская область, размещают в рабочем порядке", — сказал он.
Директор департамента по работе с государственным сектором Совкомбанка Дмитрий Барков при этом полагает, что истинным бенчмарком всё равно останется ОФЗ, а не город Москва. Субфедеральный уровень всегда будет уступать федеральному, с этим ничего не поделать.
Кстати, в середине января 2021 года доходность ОФЗ находится на уровне 4,2–7,2% годовых (первая цифра для бумаг со сроком погашения 0,5 года и менее, вторая — для 30–летних бумаг).
Что ловят заёмщики
Председатель комитета финансов Санкт–Петербурга Алексей Корабельников рассказал о городской политике на рынке облигаций на сессии Российского облигационного конгресса, прошедшей в конце 2020 года в Северной столице.
"В 2020 году в срочном порядке были приняты изменения в Бюджетный кодекс, разрешено не удерживать дефицит в рамках 15% от уровня доходов, на следующий год они продлены, но мы ими не будем пользоваться. В 2021 году мы оставим дефицит в границах лимита 14% от доходов", — пояснил глава Комфина.
В 2020 году Петербургом были размещены два выпуска облигаций (в апреле и в конце года) на 54,9 млрд рублей, причём купили их по рекордно низким ставкам. Весной городские власти опасались кассовых разрывов. Сейчас, оглядываясь назад, критики упрекают правительство города — зачем привлекали, угрозы не реализовались. Но это — крепость заднего ума, так как в период первых месяцев пандемии не было понятно — случатся разрывы или нет. И если да, то на каких условиях придётся их закрывать. Поэтому линию занять заранее, перестраховаться, Алексей Корабельников считает правильной.
Хотя ситуации, конечно, бывают разные. Неравномерность размещений не обязательно результат непрофессионализма местных финансистов, а бывает реакцией на региональную специфику.
Например, министр финансов Республики Саха (Якутия) Валерий Жондоров сообщил, что у него в республике пик расходов приходится на май–июнь, потому что северянам надо платить отпускные, — соответственно, и занимать приходится в середине года.
Министр финансов Республики Башкортостан Лира Игтисамова напомнила, что Башкирия 5 лет не прибегала к заимствованиям. Только гасила ранее взятые обязательства. Если бы не пандемия, то долг Башкирии в этом году снизился бы до нуля. Но в ушедшем году республика столкнулась с падением доходов от предприятий нефтегазового комплекса (например, "Башнефти" и "Газпрома"). Да и другие секторы экономики ощутили удар. Вдобавок выросли расходы, например, на строительство и оборудование медицинских объектов. В результате Башкирии пришлось разместить облигации, но операцию удалось провести удачно — под 5,9% годовых.
Как считает управляющий Санкт–Петербургским филиалом РГС Банка Елена Верёвочкина, регионы применяют меры по сокращению долга, чтобы войти в число регионов с высоким уровнем долговой устойчивости, а потребность в финансировании решают за счёт банковских кредитов, которые дают им более гибкие возможности.
В то же время, спорит аналитик ГК "Финам" Алексей Ковалёв, хотя 2020–й оказался рекордным за много лет с точки зрения размещения субфедеральных бондов, этот год может быть тоже весьма урожайным — принимая во внимание, что пандемия угрожает дальнейшим ростом социальных расходов регионов.
Выход на горизонт
В ближайшее время у региональных финансистов может появиться новый инструмент — горизонтальные заимствования. Это когда один субъект одалживает другому. Как рассчитали в АКРА, в начале 2020 года планировали, что источником денег будет Москва (её остатки на счетах были больше, чем у всех остальных регионов, вместе взятых). Но сейчас все поистратились.
Алексей Корабельников признаёт, что сейчас не лучший период для развития горизонтальных заимствований. Но в перспективе именно они способны стать альтернативой кредитам в коммерческих банках.
"Зачем платить банкирам лишние деньги? Под Новый год приходится брать кредиты, потом быстро их отдавать в начале следующего года", — развил он мысль.
Горизонтальные займы будут рыночным инструментом. Если у другого субъекта есть свободные средства, власти Петербурга могли бы взять их, например, у столицы. За это пришлось бы заплатить больший процент, чем Москва получает за то, что держит деньги где–то на счёте, но это всё равно было бы меньше, чем Петербург платит по кредитам.
“
Невысокий спрос инвесторов на долговые обязательства с высокой дюрацией в текущих условиях низких процентных ставок не способствуют развитию этого сегмента. Да и низкая активность самих регионов на рынке облигаций не создаёт условий для его развития. На мой взгляд, этот рынок для инвесторов не представляет особого интереса по соотношению риск /доходность и ждать роста котировок пока не приходится. Вместе с тем облигации регионов и муниципалитетов чуть более доходны, чем ОФЗ, и в целом менее рискованны, чем облигации корпораций. Статья 102 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что Российская Федерация не несёт ответственности по долговым обязательствам субъектов и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Если уж и покупать облигации этого сегмента, то предпочтение нужно отдать тем регионам и муниципальным образованиям, у которых сравнительно сильная экономика и не слишком много долгов. Из этого сегмента наиболее надёжными на данный момент представляются Московская, Свердловская, Ульяновская, Самарская, Белгородская, Ярославская, Томская и Липецкая области, а также Республика Саха, Башкирия.
Елена Верёвочкина
Управляющий Санкт–Петербургским филиалом РГС Банка
“
Привлекательность облигаций муниципальных и субфедеральных эмитентов сдерживается одним важным фактором — ликвидностью. Совокупный объём таких бумаг составляет около 2% от всего рынка, и значительная их часть сосредоточена в руках институциональных инвесторов, не испытывающих необходимости в регулярной торговле на биржевом рынке. Это ограничивает возможности частного инвестора по приобретению и последующей реализации таких бумаг на бирже. Другой особенностью является широкое распространение бумаг с амортизацией долга. Прецеденты дефолтов в сегменте муниципальных бумаг являются очень редкими, и кредиторам, как правило, в итоге возвращались их средства. Это позволяло ставить муниципальные бумаги в один ряд с ОФЗ, притом что премия в доходности всё же имела место быть. Кроме того, по купонному доходу муниципальных бумаг ранее была предусмотрена льгота, которая отменена с 1 января 2021 года. При этом имеет смысл с осторожностью относиться к бумагам эмитентов с высокой долговой нагрузкой.
Игорь Галактионов
Эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций"