Прошедший год закончился для портов Балтийского бассейна со знаком минус. Но несмотря на экономические последствия эпидемии коронавируса, в ближайшие годы на Северо-Западе ожидают прироста портовых мощностей и притока новых грузов, в том числе белорусских.
Утрата без компенсации
После роста грузооборота в 2019 году, в 2020 году через порты Балтийского бассейна прошло 241,5 млн тонн грузов, это на 5,8% меньше, чем в 2019 году. Такие данные представили в ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря".
Единственным российским портом на Балтике, которому удалось избежать падения показателей в прошлом году стал Большой порт Санкт-Петербург — в 2020-м стивидоры порта обработали 59,9 млн тонн грузов, на 0,1% больше, чем годом ранее. Незначительный рост связан с наращиванием объёмов перевалки нефтепродуктов ("Петербургский нефтяной терминал" отчитался о росте перевалки на 16,6% до 9,2 млн тонн), руды, чёрных металлов и металлолома. Объёмы перевалки контейнерных грузов сократились на 5%, до 2,01 млн TEUs.
Статус крупнейшего порта на Балтике сохраняет за собой Усть-Луга — за прошлый год в порту Ленобласти было перевалено 102,6 млн тонн грузов. Падение грузооборота оказалось несущественным — всего 1,2%. В прошлом году был зафиксирован рост по перевалке руды, минеральных удобрений, и угля и кокса в областном порту, спад отмечается по лесным, наливным и контейнерным грузам, следует из данных статистики.
Существенное влияние на общую статистику грузооборота портов Балтийского бассейна оказало падение показателей в порту Приморск. За прошлый год он потерял 19,2% от объёмов 2019 года. Грузооборот по году составил 49,4 млн тонн. На 30% (или 14 млн тонн) снизились объёмы перевалки нефти, и компенсировать этот спад не помог даже рост по нефтепродуктам на 20%.
Порты Высоцк и Калининград продемонстрировали спад на 4,2% (до 18,6 млн тонн) и 5,7% (до 10,4 млн тонн) соответственно. Самое большое падение среди портов Балтики по грузообороту показал порт Выборг — на 44%, но существенного влияния на общую статистику это не оказало из-за малых объёмов (за год через Выборг прошло 676,7 тыс. тонн грузов). Грузооборот всех морских портов России за январь–декабрь 2020 года сократился на 2,3% и составил 820,8 млн тонн.
Проекты на перспективу
В ближайшие несколько лет, к 2022–2023 году, как ожидают в Минтрансе, "максимальное количество российских грузов" будет переориентировано с портов Прибалтики в российские порты. Планы по переориентации грузопотоков из Латвии, Литвы и Эстонии обсуждаются уже не первый год, и, если решить вопрос с перевалкой нефти удалось достаточно оперативно, по другим видам грузов (в особенности контейнерных), процесс затянулся.
"Мы уже добились значительных результатов, и видим существенное снижение перевозки через прибалтийские порты. В 2021 году ряд проектов введут в промышленную эксплуатацию, и к 2022–2023 годам мы увидим, что подавляющее большинство грузов будут переориентированы в РФ", — заявил в начале года тогда ещё заместитель главы Минтранса Юрий Цветков (цитата по ТАСС).
Переориентировать грузы с портов Прибалтики на российские, как ожидается, помогут новые портовые мощности на Балтике. В частности, в Ленобласти планируется создать портовый комплекс "Приморский УПК". Его мощность составит около 70 млн тонн, основные грузы: уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция. Компания "Новотранс" уже ведёт строительство терминала Lugaport в Усть-Луге, это позволит переваливать дополнительные почти 25 млн тонн грузов в год. Также в Усть-Луге в ближайшее время должен появиться комплекс для перевалки удобрений компании "Ультрамар".
В портах Латвии уже сейчас отмечается снижение объёмов грузооборота: у Вентспилсского порта падение на 36,9%, до 2,9 млн тонн грузов, Лиепаи — на 10%, до 6,6 млн тонн, Риги — на 27,6%, до 23,7 млн тонн. Правда, в отрасли такие показатели больше связывают со спадом транзита нефтепродуктов и угля. Грузооборот литовского порта Клайпеда за 2020 год увеличился по сравнению с 2019-м на 3,2%, до 47,74 млн тонн, и именно через этот порт идёт основной поток белорусских грузов, которые Россия также намерена переманить к себе.
Белорусский вопрос
Интерес к теме перевода белорусских грузов из портов Прибалтики на российские оживился после выборов в Белоруссии. Власти Литвы поддержали кандидата в президенты Светлану Тихановскую, в литовском МИДе заявили о необходимости провести в Белоруссии повторные президентские выборы. А в середине августа со стороны стран ЕС в отношении официальных лиц Белоруссии были введены новые санкции.
"Думали, что нас можно наклонить, танками попугать, ракетами, посмотрим, кто ещё кого попугает. Я поручил правительству внести предложения о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. 30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки. Что ещё надо? А что касается их санкций в отношении нас, мы уже это проходили. Выжили тогда, выживем и сейчас", — заявил в конце августа прошлого года Александр Лукашенко.
После этого Александр Лукашенко встретился с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. На данный момент известно, что переговоры по вопросу перевода белорусских грузов на российскую инфраструктуру продолжаются. В конце 2020 года Александр Дрозденко заявил, что "белорусская сторона должна определиться, с кем и на каких условиях она будет работать". Компании, которые работают в портовом бизнесе Ленинградской области, по его словам, заинтересованы в приходе белорусских грузов и готовы устанавливать гибкие тарифы.
Угрозы о переводе белорусских грузов из Литвы в Россию звучат со стороны белорусских властей уже не первый год, и каждый раз они ничем не заканчиваются, и вряд ли здесь помогут "гибкие тарифы". Несколько лет назад скидка со стороны РЖД на перевозки белорусских грузов не убедила НПЗ Белоруссии отказаться от прибалтийской инфраструктуры, так что и сейчас говорить о гарантиях перевода грузов на порты Ленобласти, несмотря на напряженность между Белоруссией и Литвой, преждевременно.