В настоящее время проработка предложения группы "ВИС" по строительству метро до Пулково, "Экспофорума", кампуса СПбГУ и города–спутника Южного на уровне правительства города не ведётся, сообщили "ДП" в аппарате вице–губернатора Максима Соколова. Для запуска проекта инициатива или инвестиционное предложение должны быть взаимосвязаны с целой системой программных документов и нормативных актов правительства Петербурга, поясняет пресс–служба чиновника. Идёт ли работа по их подготовке, не уточняется.
В группе "ВИС", в свою очередь, сообщили, что ожидают "конкретных шагов от правительства региона для начала предметной работы". "Проработка любой инвестиционной инициативы — достаточно затратное дело, поэтому для начала конкретной работы необходимо формальное подтверждение заинтересованности в проекте, соглашение о намерениях. Опыт нашей работы в других регионах показывает эффективность такого формата сотрудничества", — говорят в компании.
Как ранее писал "ДП", инвесторы — группа "ВИС" и китайская China Railway Construction Corporation (CRCC) — предложили Смольному идею частно–государственного метро до Пулково ещё в 2019 году, и чиновники проявили к ней интерес (см. № 126 от 05.09.2019). Затем проект был скорректирован — вместо метро глубокого залегания решили строить открытым способом, а ветку продлить до "Экспофорума", кампуса СПбГУ и города–спутника Южного, увеличив маршрут с 7,4 до 23 км. По расчётам СПбГАСУ, при открытом способе речь идёт о затратах 3 млрд рублей на 1 км пути. Это примерно в полтора раза меньше смет на строительство метро (7–8 млрд руб. / км).
Третий по стоимости
Город проводил совещания по этому поводу, а в сентябре 2020 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на подготовку проекта планировки территории (ППТ) участка "красной" ветки от "Проспекта Ветеранов" до Пулково. Контракт стоимостью около 37 млн рублей получило АО "Институт Гипростроймост — Санкт–Петербург", генпроектировщик Крымского моста. Работы должны быть завершены к июлю 2022 года. Правда, недавно КГА отменил распоряжение о подготовке ППТ, но намерен выпустить новое. "В процессе подготовки ППТ уточнялись границы разработки. Будет новое распоряжение. Изменения не серьёзные, в сторону увеличения площади. Подрядчик и сроки подготовки не изменятся", — сообщили в КРТИ. По словам источников "ДП", последнее совещание, на котором обсуждались возможная трассировка и технологии строительства метро до Пулково, состоялось в марте 2020 года.
В проекте заинтересованы и девелоперы, работающие на юго–западе. Например, Сергей Хромов, глава компании "Старт Девелопмент", летом 2020 года рассказывал журналистам, что обсуждает с властями идею метро до города–спутника Южного через Пулково. "Решение за городом. Мы можем выступать инициатором и одним из инвесторов, помочь сформировать пул остальных", — говорил он.
Учитывая общую стоимость 70 млрд рублей (открытым способом) или 130 млрд рублей (обычным способом), это метро может стать третьим после ЗСД и ШМСД по масштабу и стоимости транспортным проектом Петербурга. ШМСД, как говорят участники рынка, продвигается во многом благодаря тому, что первый участок включён в проект ЗСД, который уже реализован и показал свою эффективность. Отсутствие поддержки и заинтересованности в новом мегапроекте у действующей администрации может похоронить его даже при очевидной актуальности и финансовой выгоде для бюджета, предрекают эксперты.
Подозрительно много линий
"КГА рассматривает южную планировочную зону как основную для развития. Соответственно, мы получаем довольно обширную зону, транспортное тяготение которой сохранится к центру города, так как вряд ли здесь появятся в достаточном количестве места трудового и культурно–бытового притяжения. Эти корреспонденции ввиду значительной протяжённости могут быть обслужены только скоростными видами транспорта. Для достижения приемлемого времени сообщения выбор может быть между железной дорогой, метро и монорельсом. В проекте генплана предусмотрена разветвлённая трамвайная сеть. Такое обилие различных линий во всех мыслимых направлениях вызывает сомнение в достаточной проработке спроса, — говорит профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. — Может, стоит выбрать реально необходимые мероприятия и, главное, оценить реалистичность их выполнения? Иначе получается, конечно, удобная для чиновников ситуация с киванием на планы, но в реальности не очень честная по отношению к населению".
При всём этом заинтересованные в проекте стороны продолжают надеяться на его реализацию. "Здесь будут базироваться кампусы двух крупнейших вузов, их научно–исследовательские мощности. Загрузка подвижного состава будет обеспечена также жителями нескольких крупных жилых проектов, которые уже строятся и заявлены в последнее время, — говорят в УК “Старт Девелопмент”. — С учётом финансовых и административных сложностей, с которыми сталкивается город при строительстве подземного метро, видимо, имеет смысл строить наземные ветки на основе ГЧП, как это делается в экономически развитых странах".