Европейская автомобильная промышленность планирует начать грандиозную программу переобучения миллионов сотрудников, которая будет стоить по 7 млрд евро в год
Эра электромобилей меняет правила
Инициатива Европейского Союза по полной нейтрализации выбросов углерода к 2050 году не оставила европейским автопроизводителям иного выбора, кроме как массово электрифицировать приводные системы своих моделей или перейти на водородную технологию. Ради этого в индустрии запускают самый масштабный в истории континента процесс по переквалификации сотрудников, занятых в отрасли. Он обойдётся в порядка 7 млрд евро ежегодно.
"Зелёный" курс Еврокомиссии уже стал причиной технологической революции невиданных масштабов: абсолютно все европейские автопроизводители наперегонки соревнуются в разработке и выводе на рынки легковых и коммерческих автомобилей на электроэнергии. Двигатель внутреннего сгорания по прежнему остаётся главным, но с ростом сети общественных зарядных станций по всему ЕС, этот баланс скоро может измениться. Кроме того, национальные правительства стран сообщества дотируют приобретение электромобилей. Электрокары остаются дороже традиционных, но разница уже не столь драматичная, как даже два-три года назад.
Все эти изменения стали большим вызовом для самих автопроизводителей, которым с ростом популярности электромобилей приходится трансформировать весь свой производственный процесс. Начиная от поставщиков, заводов и заканчивая квалификацией персонала.
Повлияет на всю экосистему
По словам генерального директора Европейской Ассоциации автопроизводителей (АСЕА) Эрика-Марка Уитемы, эту трансформацию на себе заметно почувствуют 14,6 млн европейцев, которые напрямую заняты в автомобилестроении. Он уверен, что даже влияние пандемии COVID-19 на индустрию не будет таким значительным, как уже начавшееся сокращение загрязнения и цифровизация транспорта в Европе.
"Эти два вызова приводят автомобильную промышленность к самому большому технологическому слому в истории. Они повлияют на всю автомобильную экосистему Европы, начиная от малых предприятий до крупнейших, от поставщиков и дилеров до сервисов", — считает Э. М. Уитема.
В связи с этим АСЕА, совместно с несколькими автопроизводителями, поставщиками компонентов, образовательными учреждениями и правительствами нескольких стран ЕС в ноябре прошлого года подписали Квалификационный пакт (The Pact for Skills).
Этот документ должен стать началом глобальной в европейской автоиндустрии программы по переподготовке кадров. Согласно плану, каждый год переквалификацию должны пройти по 5% всех работников индустрии. Новые знания должны помочь адаптироваться под новые условия.
"С одной стороны, в среднесрочной перспективе должны исчезнуть работы определённого характера. Но в то же время сектору придётся нанимать квалифицированный персонал совершенно иного профиля. Нужно устранить разрыв между будущими потребностями автомобильной промышленности и нынешними работниками. Это означает, что мы должны начать адаптироваться и начать обучение", — поясняет глава ассоциации.
По 7 млрд евро ежегодно
Эрик-Марк Уитема подчёркивает: производство и обслуживание аккумуляторов по сравнению с традиционными двигателями требует значительно меньших усилий. Они попросту не такие сложные и в них меньше деталей. Но несмотря на то, что создание инфраструктуры зарядных станций для электромобилей, производство аккумуляторов и их переработка, как предполагается, станут импульсом для создания новых рабочих мест, они в значительной степени потребуют новых навыков. Таким образом, программа обучения в первую очередь направлена на то, чтобы дать существующим работникам новую квалификацию, которая и поможет сохранить рабочие места.
Всего планируют переквалифицировать по 5% работников автомобильной отрасли ежегодно. Это порядка 700 тыс. человек. По подсчётам компании PricewaterhouseCoopers, обучение одного сотрудника в среднем будет стоить 10 тыс. евро, а значит общий объём инвестиций в переквалификацию составит порядка 7 млрд евро в год.
"Эти инвестиции принесут пользу не только работникам. Правительства получат выгоду в борьбе с безработицей и в виде сборов налогов. Подсчёты показывают, что каждый инвестированный в переобучение один евро принесёт прибыль для общества в размере 2–5 евро", — считает Э. М. Уитема.
Остаётся вопрос — кто выделит средства, необходимые для таких инвестиций. Глава ACEA уже провёл переговоры с представителями Еврокомиссии и призывает в дискуссию общественный и частный сектор с целью "мобилизовать необходимые фонды". В 2021 году планируются пилотные проекты в пяти регионах Европы. На развитие программы попросят деньги в том числе и из европейских фондов.
В ассоциации не уточняют, на сколько лет рассчитана такая программа. Не указывают и сколько всего сотрудников автоиндустрии необходимо переобучить.
Прорыв электромобилей и гибридов
В последнем квартале 2020 года впервые в истории ЕС количество продаж электромобилей в ЕС перевалило за один миллион единиц. При этом популярность транспорта с двигателями внутреннего сгорания упала аж на 37%.
Доминируют по прежнему последние, их доля на рынке составляет 75,5%, но уже каждый десятый купленный автомобиль в ЕС на 100% на электричестве. Ещё больше гибридов. Впрочем, на статистику повлияла и пандемия COVID-19, которая привела к обрушению на рынке европейского автомобилестроения. Причём, именно традиционных. Продажи транспортных средств на электроэнергии в последнем квартале 2020 года подросли на 262,8%, а в Германии и вовсе на 500%. Основной причиной стали дотации государства.