Индекс "ДП" в феврале немного снизился из-за выраженной негативной динамики у ретейлеров и строителей. Но в последнее время на его динамику сильно влияли и кульбиты низколиквидных акций.
Финансовые тролли добрались до петербургских бумаг. В феврале акции производителя оптической техники "Левенгук" взметнулись вверх на 50%. Единственной новостью, которой могла бы похвастаться компания к этому моменту, была информация об открытии представительства в Португалии в декабре 2020 года. Однако в тредах к бумаге на Investing.com люди комментировали совсем другие вещи:
"Берите, пока дают, у них в планах выпуск нового телескопа и обновление сразу нескольких биноклей. А ещё лупа для чтения “Бабушка 3000”, очень быстро набирающая популярность среди мексиканских домохозяек", — шутили очумевшие Робин Гуды.
Идеи "запрыгнуть в последний вагон ракеты и полететь к Луне", о которых раньше приходилось читать на криптовалютном рынке, теперь стали нормой и для третьего эшелона российских акций. Самые известные примеры — "Белуга групп" и "Абрау Дюрсо". Из петербургских компаний высокая волатильность в последнее время отмечалась на Выборгском судостроительном заводе. На форумах уже активно приглядываются и к судостроительной "Звезде" (с начала года цена выросла на 10%).
Правда, эксперты не видят в явлении ничего нового, просто теперь на это стали обращать внимание. "От мирового троллинга ситуация отличается хотя бы тем, что в данных бумагах нет открытых коротких позиций из–за низкой ликвидности, — говорит Дмитрий Пучкарёв, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”. — Бумаги растут без каких–либо новостей. Подобные движения в неликвидных бумагах без каких–то драйверов происходят периодически — особенно после роста широкого рынка. Спекулянты в поиске невыросших бумаг обращают внимание на неликвид".
Ретейл недосчитался покупателей
В феврале две отрасли демонстрировали явно негативную динамику: стройка и ретейл. Акции ЛСР за месяц упали на 9%, Etalon Group подешевела на 3%.
"Акции “Эталона” снижались после объявления о том, что компания намерена провести 22 марта собрание акционеров, где будет решаться вопрос увеличения уставного капитала группы, — объясняет Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. — Если акционеры одобрят предложенную резолюцию, компания получит право доразместить в один или несколько траншей 88,5 млн обыкновенных акций, что эквивалентно 30% их текущего количества. Полученные за счёт этого средства позволят компенсировать дефицит участков для строительства. Слово “дефицит” стало фактором давления на бумаги эмитента. Для акций ЛСР особо значимых корпоративных новостей не было. Вероятнее всего, произошла коррекция стоимости на фоне перегретости акций".
Аналитики объясняют это тем, что она отчиталась за прошлый год лучше ожиданий (EBITDA +13,7%), тогда как по другим бумагам уже влияет фактор низких январских продаж. "Акции Х5 и “О’Кея” снизились за счёт итогов января, которые оказались хуже прогнозов, — люди уходят из гипермаркетов и сокращают расходы", — говорит Деев.
"Общим негативным фоном для российских ретейлеров были нависшие новости о государственном вмешательстве в регулирование цен на продукты, — добавляет Артемий Шамшуков, аналитик ГК “Финам”. — В этом контексте можно предположить, что на решение инвесторов зафиксировать позиции по “О’Кею” и Х5 Retail Group дополнительно повлияла более высокая долговая нагрузка в сравнении с “Лентой” и чуть меньшая ликвидность".
Угрозы банкам не страшны
Частично компенсировать падение могли бы бумаги нефтегазового сектора, но сил толкать их вверх явно не хватает. Хотя цены на нефть вернулись к докризисным, "Газпром нефть" всё ещё стоит на 20% дешевле, чем в начале 2020 года (но на уровнях начала 2019 года!). Не спешит восстанавливаться и цена самого "Газпрома". "В кейсе “Газпрома” основной фактор давления — санкционная история. На среднесрочном горизонте, учитывая высокие цены на газ, бумага может подрасти, — считает Дмитрий Пучкарёв. — “Газпром нефть” в феврале отставала от динамики сектора из–за более низкой ликвидности и free–float. Постепенно бумаги могут начать сокращать отставание от конкурентов".
Немного подорожал и банковский сектор (ВТБ в феврале вырос на 1%, банк "Санкт–Петербург" — на 5%), хотя мораторий на банкротство истёк в январе, а уже со II квартала банкирам вновь нужно будет отражать ухудшение качества кредитов, попавших под реструктуризацию из–за кризиса, а значит, и формировать по ним резервы (отсрочку на это давал регулятор). Но это не пугает инвесторов.
"По оценкам ЦБ, сектор по–прежнему обладает значительным запасом капитала в размере 5,8 трлн рублей, или 10% объёма кредитного портфеля. Поэтому можно надеяться, что даже при плохом сценарии развития событий в экономике банковскому сектору в целом удастся избежать каких–то серьёзных потрясений", — надеется Игорь Додонов, аналитик ГК "Финам".
Газета "Деловой Петербург" вела проект "Индекс ДП" с сентября 2019 года, так что накоплен интересный опыт отражения кризиса на котировках именно петербургских компаний. В целом очевидно, что фондовый рынок просто в силу своей структуры реагировал одинаково со всей биржей: резко провалился в марте, а затем пошёл обновлять рекорды.
Однако можно посмотреть картинку по отраслям. Выяснится, что у наших добывающих компаний дна было два (второе в начале ноября). Неликвидные промышленники почти не упали в марте, а росли позже резкими скачками вверх, так что график больше похож на ступеньки. В целом они явно идут с опережением рынка, как и ретейлеры. Если бы городская экономика состояла исключительно из промышленников и крупных торговых сетей, рекорд по индексу был бы 1139 пунктов (сейчас 1089).