В рамках лесной амнистии в Ленобласти накопилось 118 участков, статус которых власти не могут определить.
Межведомственная рабочая группа по лесной амнистии в Ленинградской области не смогла принять решение в отношении 3% поступивших им заявлений, сообщил заместитель председателя правительства, председатель комитета финансов Ленобласти Роман Марков.
Принимать решение в каждом случае придётся индивидуально. Губернатор Александр Дрозденко полагает, что лучше всего это сделает суд.
Конфликт интересов
Лесная амнистия стартовала в России летом 2017 года (в Ленинградской области — в 2018 году). Её суть в том, чтобы привести в соответствие сведения единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР). Границы многих участков наложились друг на друга и на земли лесного фонда.
Читайте также:
Brand voice
Лесная амнистия: ожидания и реальность
В числе причин, которые привели к этой ситуации, чиновники называли плохое качество и неточность картографических материалов, созданных в 1990–е годы.
Таких спорных участков в области 118, их площадь — от нескольких соток до тысяч гектаров, рассказали "ДП" в пресс–службе регионального правительства со ссылкой на данные Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом. В основном такие наделы расположены в ближайших к Петербургу районах — Всеволожском, Выборгском, Ломоносовском и Тосненском. Хотя некоторые — и в более удалённых, таких как Бокситогорский и Тихвинский.
Владельцев участков в администрации не называют, но говорят, что спорные ситуации возникли в основном в период 1990–2000–х годов. Решение по ним межведомственная группа не приняла по нескольким причинам. Некоторые участки уже фигурируют в действующих судебных процессах. По другим потребуется провести детальный анализ, затребовать дополнительные сведения (например, аэрофотосъёмку, подтверждающую пользование участком) или заключение Россельхознадзора (по землям сельскохозяйственного назначения).
Закон о лесной амнистии позволил региону в первую очередь разрешить проблему двойного учёта земельных участков в ситуации, когда они принадлежат государству. В таких случаях рабочая группа исправляет реестровые ошибки в сведениях об их границах и площадях. Но опыт работы по обращениям "частников" складывается другой, говорит адвокат, юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Максим Алексеев.
По его мнению, проблема в том, что закон о лесной амнистии работает, лишь когда нет обстоятельств, свидетельствующих об имущественном споре. Возможно, эти 3% проблемных заявок и составляют споры о правах между частными лицами и публичным образованием (государственными структурами), предполагает Алексеев.
В Ленинградской области государству зачастую принадлежат права на лесные участки, которые формально включены в ЕГРН и им присвоен кадастровый номер, но границы по факту никак не определены и не учтены. "Вот и получается, что публичный субъект ссылается на имеющееся у него свидетельство о праве собственности на некий лесной участок, чьи границы отсутствуют. И заявляет о том, что земельный участок, принадлежащий частному собственнику, входит в границы публичной собственности", — говорит Алексеев. В такой ситуации "частники" могут нести риски, связанные с возможностью утраты прав на принадлежащее имущество.
Проблема двойного учёта
Чаще всего спорные земли принадлежат частным домовладельцам, а также коттеджным и дачным посёлкам и садоводствам, граничащим с лесами, следует из судебной практики региона, с которой ознакомился "ДП". В ней нередки случаи двойного учёта: когда участок значится в списках гослесфонда и одновременно относится к бывшим совхозным территориям.
Так, в сентябре 2020 года Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области вынес решение по иску дачного коммерческого партнёрства "Озеро Правдинское", поданному к областному комитету по природным ресурсам. Истец требовал признать незаконным отказ исключить из ГЛР участок, расположенный рядом с посёлком Правдинское в Выборгском районе: его границы накладывались на земли лесного фонда.
Спорная территория раньше принадлежала сельхозпредприятию "Смена", говорится в материалах дела. Участок был приобретён в 2011 году, и с тех пор истец пытается включить его в границы посёлка. Однако суд отказал в удовлетворении иска, решив, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права. Апелляция оставила это решение в силе, на данный момент оно обжалуется в кассационной инстанции.
В марте 2020 года суд выиграло ООО "Яблоновское охотхозяйство", которое потребовало обязать областной комитет по природным ресурсам внести правки в договор арендованного участка. После уточнения границ лесов у земельного надела "существенно изменились качественные и количественные характеристики", говорится в материалах дела.
По данным Росреестра на июль 2020 года, с момента старта лесной амнистии из ЕГРН исключены дублирующие сведения о 42,5 тыс. лесных участков страны и устранены пересечения границ в отношении 5 тыс. наделов.
Всего за этот период площадь лесных участков, согласно ЕГРН, уменьшилась на 150,9 млн га, в том числе в границы населённых пунктов включено 1,1 тыс. га. Ленинградская область входит в число наиболее активных заявителей на внесение изменений, занимая второе место после Подмосковья по их количеству.