По предварительным итогам 2020 года объём новых сделок у лизинговых компаний просел на 6% по сравнению с рекордным ростом в 2019-м. В этом году тренд снова сменился — спрос на лизинг растёт.
По оценке агентства "Эксперт РА", в 2020 году объём нового бизнеса у российских лизинговых компаний сократился на 6%, до 1,4 трлн рублей. По Петербургу снижение будет заметнее, так как за 9 месяцев объём нового бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 36%, до 60 млрд рублей. Более свежих данных по региону "Эксперт РА" пока не опубликовал. Результаты и по РФ, и по Петербургу — худшие за последние 5 лет. В 2019 году российский рынок лизинга вырос на 15%, петербургский — на 18%.
Тяжкий тренд
Минувший год для лизинговых компаний выдался чрезвычайно сложным. С марта по июнь они пытались работать в условиях запрета: правительство РФ не включило отрасль в список исключений, которым разрешено работать. Поэтому компании массово перешли на роль дистанционных консультантов, предоставляя исключительно телефонные услуги.
Едва наладив процесс, лизинговые компании столкнулись с новым препятствием: оказалось невозможно поставить на учёт предметы лизинга в госорганах регистрации, провести осмотр при их передаче. При этом все понимали, что основные испытания впереди: лизингополучатели из–за коронавирусных ограничений массово стали подавать ходатайства на реструктуризацию задолженности.
Другие пошли ещё дальше, предпочитая отдать оборудование и технику, расторгнуть договоры и прекратить деятельность.
Особенно сильно пострадали средние региональные игроки, избравшие для себя монопрофильную деятельность, например работу исключительно с легковыми автомобилями: запрет на работу каршеринга, который год назад казался самой перспективной отраслью, заставил лизингополучателей требовать пересмотра финансовых условий. Иногда, как пояснял финансовый директор одной из лизинговых компаний, даже с элементами шантажа: или мы перемещаем весь автопарк к вам под окна офиса, или вы идёте навстречу и пролонгируете условия.
Схожая ситуация наблюдалась в сегментах грузоперевозок, оборудования для ресторанов, недвижимости. То есть во всех отраслях, столкнувшихся с запретом на работу или с падением продаж. Восстановления спроса в медицине, которую ряд компаний выбрал в качестве приоритетного направления, также не случилось. Частный бизнес все минувшие годы предпочитал финансовую аренду такого медоборудования, которое могло обеспечить быструю окупаемость. Поэтому лизинг в основном развивался в направлении эстетической медицины, которая также оказалась под запретом. А после отмены ограничений спрос на неё упал и на текущий момент всё ещё не восстановился.
Лизинговые компании пытались искать компромиссные решения: если в автотранспортном сегменте нового лизингополучателя найти сложно, но можно, то в направлениях, где фигурирует уникальное штучное оборудование, — фактически нереально в условиях общего спада рынка. Началась массовая реструктуризация лизинговых портфелей, о чём свидетельствовали данные единой базы залогов "Федресурс". Масштаб недополученных платежей сказался на объёмах нового бизнеса: компаниям из–за сокращения денежных потоков пришлось пересмотреть планы по покупке новой техники и оборудования.
Как отмечает "Эксперт РА", при этом именно изменение условий договоров финансовой аренды обеспечило прирост общего лизингового портфеля (платежей к получению). По данным агентства, по итогам года совокупный портфель компаний показал слабый прирост на 6,5%, превысив 5,2 трлн рублей. Вторым локомотивом для роста портфелей стала переоценка валютных договоров из–за ослабления курса рубля (по данным ЦБ РФ, за год он снизился на 19%).
В довершение ко всем бедам почти все лизинговые компании вынуждены были увеличить затраты на развитие IT–платформ: помимо техники для сотрудников им пришлось закупать лицензионное программное обеспечение, чтобы с его помощью проводить дистанционные сделки. Преимущество оказалось за крупными игроками, которые пошли по пути развития цифровизации задолго до коронавируса: они оказались более подготовленными к ситуации. В условиях сокращения рынка они сумели переманить клиентов у более консервативных коллег.
С другой стороны, крупным игрокам необязательно работать с малым бизнесом и небольшими суммами договоров: компании топ–5 рынка РФ показывают свои объёмы благодаря лизингу авиа– и ж.–д. транспорта, контрактам в сфере общественного транспорта.
На малый и средний бизнес продолжают делать ставку региональные лизингодатели. Удорожание новой техники и оборудования из–за роста курса валют повышает спрос на подержанную. Коронавирусный год помог в удовлетворении спроса: тренд на сокращение объёмов производства и банкротство ряда предприятий вывели на рынок много невостребованного оборудования. Крупные компании пока не дозрели до работы с техникой старше 5 лет, и данную нишу активно занимают локальные игроки.