В Петербурге действуют строгие нормы и критерии отбора при строительстве новых зданий. Чтобы "вписать" фасад в структуру района, необходимо пройти множество согласований, а итоговый результат может существенно отличаться от задумки. DP.ru с помощью экспертов составил список из пяти наиболее заметных современных жилых комплексов.
Самый "золотой"
При проектировании жилого комплекса Golden City на намывной территории Васильевского острова удалось сохранить и провести через жёсткие нормы все те решения, которые отвечают за яркий образ комплекса: белую облицовку, разнообразную фасадную сетку и ключевые элементы — башни со шпилями, говорит Сергей Орешкин, основатель и руководитель архитектурного бюро "А.Лен", вице–президент по PR Санкт–Петербургского союза архитекторов.
Проект отличается европейской архитектурой, разноэтажными корпусами, создающими интересный силуэт с золотыми конструкциями сверху, в том числе со шпилем, который может остаться основной доминантой нового жилого района на намыве, отмечает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg.
В основе проекта Golden City — замкнутые кварталы с лабиринтами дворов, как в исторической части Петербурга. Это решение, кстати, помогло защитить территорию от сильных ветров, господствующих на намывной территории около Финского залива.
На фото: ЖК Golden City
Интересно, что среди покупателей квартир Golden City почти половина — это жители Васильевского острова. "Люди приобретают недвижимость как для собственного проживания, так и в инвестиционных целях. Те, кто выбирает жильё для себя и своей семьи, осознанно отдают предпочтение намывным территориям из–за специфических преимуществ локации. Во–первых, это выход к Финскому заливу, во–вторых, близость к центру города и основным транспортным магистралям, в–третьих, сложившаяся инфраструктура: вокруг расположены популярные общественные пространства и музеи, качественные средние и высшее учебные заведения", — говорит Александр Андрианов, первый вице–президент Glorax Development.
По опросам застройщика, значимость архитектурного облика жилого комплекса в рейтинге критериев выбора значительно усилила свои позиции. "На архитектуру будущего дома обращают внимание 65% наших клиентов, принявших участие в исследовании. В начале 2019 года этот показатель составлял 58%", — подчеркнул застройщик.
"Архитектура объекта, её качество, оригинальность и/или привлекательность могут стать значимым фактором при выборе из двух–трёх объектов", — добавляет Пашков.
Самый высокий
Все необычные здания как концептуально, так и архитектурно привлекают внимание покупателей, продолжает Катерина Соболева, вице–президент Becar Asset Management. Однако, помимо внешнего вида, есть много факторов, которые всё же являются первостепенными, — локация, застройщик и стоимость. В пример она приводит проект "Князь Александр Невский" — 35–этажный дом около станции метро "Рыбацкое".
Россия. Санкт-Петербург. Рыбацкое. ЖК "Князь Александр Невский".
После завершения строительства в 2012 году он стал самым высоким жилым зданием в Петербурге. Высота вместе со шпилем составляет 126 метров. По этому показателю он уступает только "Лахта Центру" (высота 400 метров) и "Лидер–Тауэру" на площади Конституции (высота 145 метров).
На фото: "Лахта Центр"
Самый "русский"
ЖК "Русский дом" удачно вписан в историческую застройку, хотя и выделяется на фоне других домов района, говорит Николай Пашков. По его словам, это наиболее крупное и яркое произведение историзма в архитектуре современных жилых комплексов.
ЖК "Русский дом"
Пашков подчёркивает, что привлекательность может стать значимым фактором при выборе из двух–трёх объектов. "Это относится в большей степени к верхнему ценовому сегменту рынка", — уточняет эксперт. В 2017 году проект был награждён премией "Лучшая архитектурная концепция" на Urban Awards.
Самый "промышленный"
"Дом на излучине Невы" выполнен в стиле промышленной архитектуры конца XIX века. Фасад облицован декоративным кирпичом темно–коричневого цвета. Окна выходят на Свердловскую набережную — этот район сейчас активно развивается.
"Дом на излучине Невы"
"Сегодня покупатель выбирает не просто квадратные метры, но будущую жилую среду, место, куда ему будет приятно возвращаться, где всё будет под рукой (магазины, кафе, салоны красоты) и куда он с удовольствием позовёт гостей. На этот тренд реагируют и девелоперы — они уже не просто создают дома, но формируют городскую среду, опираясь на запросы покупателей", — отмечает Евгения Литвинова, руководитель отдела проектного консалтинга КЦ "Петербургская недвижимость" (Setl Group).
Самый "морской"
Конечно, в Петербурге не могло не быть здания с "морскими" элементами на фасаде. Стилистика домов напоминает распахнувшиеся паруса. Окна ЖК "Паруса", расположенного на юго–западе города, выходят на Финский залив, откуда виден главный морской порт.
ЖК "Паруса", иллюстрация "Группа ЛСР"
"Необычным может быть архитектурное решение как всего жилого комплекса, так и отдельных деталей, которые в таком случае становятся стилевыми акцентами и сразу привлекают к себе внимание потенциальных покупателей", — подчёркивает Литвинова.
Если говорить о рынке жилья в целом, то помимо архитектурного решения большее значение в последнее время приобретают общественные пространства, холлы и другие элементы, добавляет Николай Пашков. Ещё одна тенденция — спрос на индивидуальную планировку. Например, в уже упомянутом проекте Golden City у покупателей есть возможность самостоятельно зонировать пространство квартир. Александр Андрианов уточняет, что в комплексе есть также варианты с окном в ванной или с дополнительным окном в прихожей.
Всего же в квартирографии Golden City представлено несколько десятков планировочных решений, в том числе двухуровневые квартиры и квартиры с террасами, функциональные студии, в том числе с двумя окнами, просторные многокомнатные квартиры формата "евро".
"Дополнительные преимущества комплекса — панорамное остекление, собственный благоустроенный двор с ландшафтным дизайном, коммерческая инфраструктура на первых этажах, подземный паркинг, дизайнерское оформление мест общего пользования", — добавляет он.
На фото: ЖК Golden City
Всего в рамках проекта Golden City на намывных территориях Васильевского острова будет возведено шесть кварталов общей площадью более 450 тыс. м. В настоящее время идет возведение VII и VIII кварталов проекта. В коммерческих помещениях на первом этаже разместятся рестораны, магазины и предприятия сферы услуг.
Значительная часть заметных домов находится в спальных районах, в местах новой застройки. Сейчас, кроме проектов в центре города или каких–то элитных локациях, архитектура комплексов очень разнится. Катерина Соболева считает, что если бы комплекс "Князь Александр Невский" стоял на Невском проспекте, то с архитектурой Петербурга он бы не сочетался.
Впрочем, споры об уместности архитектурных решений в Петербурге идут с исторических времён. Особенно большое количество обсуждений было в период модерна, когда многие новые здания воспринимали "в штыки", однако через некоторое время часть из них стали визитной карточкой города, говорит краевед Александр Чепель, кандидат исторических наук.
"В период модерна многие архитекторы считали, что этот стиль не подходит Петербургу", — уточняет историк. Ректор Высшего художественного училища Александр Померанцев в 1902 году сказал, что "модерн — это неконструктивный стиль, с множеством вычурности. Зодчие модерна стараются навертеть всяких вычурностей побольше, и в итоге получаются не дома, а уроды".
Чепель привёл в пример несколько таких зданий.
Дом инженера Федора Лумберга в Перекупном переулке, 9. Городской архитектор Ефим Бикарюков отмечал, что в этом доме применены устрицеобразные окна, которые не практичны, дороги, а форма будет производить на зрителя резкое впечатление, отталкивая его.
Дом Елисеевых на Невском проспекте. В газетах появлялись едкие заметки на его счёт, а здание сравнивали “с тортом, от которого у зрителей текут слюнки”. Таким образом они показывали, что такой дом на строгом Невском проспекте неуместен.
Дом торгового товарищества "Братья Елисеевы"
Дом архитектора госпожи Воейковой на Невском проспекте, 72. Искусствоведы отмечали, что дом оснащён головами леших и других чудовищ. Его называли чухонским, то есть финским, модерном.