Суд отклонил иск шведской Steelmar Scandinavia AB об оспаривании охранного обязательства на Баболовский парк. Компании придётся обеспечивать доступ граждан к своему участку.
Большая часть этого пушкинского парка находится на праве постоянного бессрочного пользования у ФГБУК "Государственный художественно–архитектурный дворцово–парковый музей–заповедник “Царское Село”". Но в его границах — в юго–восточной части — расположен участок бывшего сельхозкооператива "Цветы" площадью 22,7 га. В 2005 году, после банкротства предприятия, надел оказался в руках шведской компании Steelmar Scandinavia, которая не имеет российского представительства (во всяком случае, "Контур.Фокус" его не знает), но всё же ассоциируется с Россией. Шведские базы данных называют членом правления предпринимателя Дмитрия Медведева, которого через "Еврометалл групп" связывали с участником рейтингов миллиардеров "ДП" Андреем Клямко (см. "ДП" № 102 от 20.06.2017). В том же 2005–м в генплане земля была отведена под жилую застройку.
Коммерсанты хотели возвести коттеджный посёлок из 71 здания. Правда, к тому моменту парк уже вошёл в список объектов культурного наследия федерального значения, что исключало строительство на его территории (это произошло ещё в 2001 году). В связи с чем компания так и не смогла приступить к работам. Но она считала себя добросовестным приобретателем участка, который не знал об охранных обременениях (хоть обстоятельства перепродажи земли через цепочку фирм и не укрылись от внимания прокуратуры).
В 2012 году Steelmar инициировала несколько судебных процессов в отношении городских властей. Сначала она требовала выдать задание КГИОП на разработку проектной документации. Но комфортного для себя документа (который разрешал бы жилое строительство) получить так и не смогла.
Комитет формально выполнял решения судов о выдаче такого задания, но для предпринимателей эти бумаги оказывались бесполезны. Затем компания пыталась оспорить историко–культурную экспертизу, на основании которой комитетом был утверждён перечень предметов охраны парка (охраняются, в частности, историческая планировка, рельеф и перечень отдельных объектов в парке). Но и здесь не преуспела.
Наконец, в декабре 2018–го фирма подала последний известный иск, в котором оспаривалось распоряжение комитета от августа 2018–го об утверждении охранного обязательства Баболовского парка. Из материалов дела известно, что в его рамках рассматривались вопросы о расположении предметов охраны по отношению к принадлежащему инвестору участку, технического состояния этих предметов, а также культурного слоя на участке (см. "ДП" № 169 от 07.11.2019). То есть инвестор, как можно предположить, попытался доказать, что перечисленные в предмете охраны объекты не препятствуют его деятельности. Потребовалось проведение экспертиз.
И вот, как стало известно "ДП", 22 марта нынешнего года Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области отказал инвестору в иске. Мотивировка пока не обнародована.
"Steelmar Scandinavia оспаривала содержащиеся в указанном охранном обязательстве формулировки, выражала несогласие с условиями охранного обязательства, в том числе с условиями доступа граждан Российской Федерации к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя и являющемуся частью объекта. КГИОП считает доводы заявителя необоснованными и противоречащими требованиям действующего законодательства", — сообщила "ДП" пресс–секретарь КГИОП Ксения Черепанова. Она подчеркнула, что строительство жилых домов в границах земельного участка, принадлежащего Steelmar Scandinavia, запрещается по федеральному закону № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…". Перспективы использования спорной земли в комитете не прокомментировали.
Steelmar Scandinavia проводит политику нераскрытия своих бизнес–планов в публичном пространстве, то же касается и судебных заседаний, в которых она участвует, сообщили "ДП" в шведской бухгалтерской компании Sofia Redovisning, которую возглавляет тот же человек, что и Steelmar Scandinavia, — Ульф Кристер Андерссон.