Участники ВЭД во время пандемии сумели перестроиться и начали осваивать новые горизонты: компании всё активнее выходят на азиатский и африканский рынки, потому что Европа практически закрылась во время пандемии. Тем не менее выйти на европейский рынок всё ещё возможно. В частности, российские компании продвигают свою продукцию в Германии. Помимо этого растёт интерес к отечественной несырьевой продукции, особенно к продуктам питания, так что можно подвести следующий итог: Россия слезает с нефтяной иглы.
Всё это рассказали эксперты круглого стола "ВЭД 2021 — новые вызовы", организованного "Деловым Петербургом".
Кризиса нет
Сфера внешнеэкономической деятельности не останавливалась в течение 2020 года, обращает внимание Екатерина Лебедева, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. В палате отметили рост обращений со стороны предприятий по вопросам экспорта, причём они были со стороны различного бизнеса, крупного и малого, специализирующегося на разных отраслях.
"Также достаточно большое количество товаров импортируется. Возможно, когда закрывались границы некоторых стран, были проблемы на таможне. Например, наши импортёры сталкивались с проблемами в Китае. Но в целом цифры по ВЭД достаточно хорошие, особо падения мы не наблюдаем", — рассказала спикер.
Читайте также:
Круглый стол
ВЭД 2021 — новые вызовы: прямая трансляция
Внешнеторговый оборот в Петербурге уменьшился на 16% и составил 42 млрд. Но при этом Петербург остаётся лидером по экспорту и импорту в Северо-Западном регионе. В статистике учитываются не только товары, которые поставляются и отправляются из города, но и транзитные товары. Поэтому эксперт допускает возможность, что снижение показателей связано именно с падением объёмов транзитной торговли.
Согласно статистике на конец 2020 года, объём экспорта из Ленинградской области составил почти 1 млрд рублей, поведала директор Департамента внешнеэкономических связей и регионального сотрудничества Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Лилия Аракелова.
"Нужно учитывать, что в Ленинградской области значительно меньше бизнеса как такового. Если в Петербурге есть порядка 400 тыс. МСП, то в Ленобласти это около 70 тыс. Соответственно и пропорции такие", — отметила она.
В Ленобласти также есть небольшое понижение в части ВЭД — на 0,2 млрд по сравнению с 2019 годом. При этом регион увеличил свою долю в российском экспорте, хоть и не намного — на 0,05%, но для Ленобласти это тоже приятный показатель, добавила Лилия Аракелова.
Государственная поддержка экспорта является одним из приоритетов как на федеральном, так и на региональном уровне, отметила Надежда Ларионова, генеральный директор Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта.
"Наш центр поддержки экспорта начал активно работать в январе прошлого года, в самом начале распространения коронавируса. Весь последующий период мы работали в условиях пандемии. Во втором квартале чувствовалось снижение количества обращений компаний и их активности, но уже начиная с третьего квартала никого не останавливали закрытые границы — все активно обращались за услугами и заключали контракты", — поделилась спикер.
Статистика показывает, что те тенденции, которые замечают в Центре поддержки экспорта, релевантны на весь экспортный объём Петербурга, но только в части сырьевого и неэнергетического экспорта, который центр как раз и поддерживает.
Новые горизонты
Ещё один немаловажный вопрос — как искать партнёров в условиях пандемии. Надежда Ларионова отметила, что несырьевой экспорт испытывал трудности с поиском новых партнёров — стало невозможно выезжать на переговоры и участвовать в выставках. Но это замешательство продлилось недолго — компании перешли на онлайн-переговоры и бизнес-сессии. С ней согласилась Екатерина Чупрова, менеджер по поиску партнёров за рубежом из компании Weconn Ltd.
"Действительно, выставки и круглые столы были основным источником поиска деловых партнёров. Соглашусь с Центром поддержки экспорта, во втором квартале было снижение деловой активности. Бизнес перестраивался и не понимал, какие товары нужно закупать и как это будет дальше выглядеть. В третьем квартале люди активно освоили Skype и Zoom и стали выходить на электронную коммерцию — на различные маркетплейсы, где компании могли размещать свои товары и продвигать их на зарубежные рынки", — подтвердила Екатерина Чупрова.
Глава Санкт-Петербургского представительства NRW.Global Business Russia Татьяна Шварцкопф рассказала, каким образом российские компании могут выйти на немецкий рынок. NRW.Global Business является государственным агентством внешнеэкономической деятельности федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия (столица Дюссельдорф). Данный регион является промышленным центром Германии, а также европейским лидером по количеству прямых инвестиций и открытию компаний с иностранным капиталом. Тем предпринимателям, кто хочет выйти на рынок Германии и открыть там свою компанию, для установления первых контактов можно обратиться в региональные институты поддержки и агентства внешнеэкономической деятельности, к которым, например, относится NRW.Global Business. Агентство информирует о возможностях региона Северный Рейн — Вестфалия, помогает в выборе места размещения бизнеса, оказывает визовую поддержку для регистрации компании, а также далее поддерживает при установлении контактов с бизнес-структурами, кластерами и отраслевыми ассоциациями.
"Перед открытием компании прежде всего необходимо провести анализ рынка, понять вашу конкурентоспособность. Нужно сделать сайт хотя бы на английском, но лучше на немецком языке, продумать бизнес-модель, посмотреть, какие есть потенциальные партнёры. После этого нужно адаптировать товар к немецкому рынку, проработать вопросы товарного знака, упаковки, сертификации и лицензий. Наше представительство является хорошей первой точкой входа для предпринимателя, который планирует открыть свою компанию в Германии", — объяснила Татьяна Шварцкопф.
Банковская защита
Инга Моисеенко, директор центрального офиса банка ПСКБ, рассказала, что для клиентов банка, которые занимаются внешнеторговой экономической деятельностью, важны скорость платежей и минимизация затрат, возможность управления валютными рисками, финансово-информационная поддержка.
"ПСКБ имеет развитую корреспондентскую сеть, это позволяет совершать платежи быстро. Мы работаем с 41 валютой, в том числе экзотическими. Мы работаем с китайским юанем, индийскими рупиями, что позволяет компаниям обходить долларовую зону. Не забываем также про традиционные банковские продукты — это таможенные гарантии, аккредитивы и финансовая поддержка", — пояснила она
"В принципе банки — это обслуживающее подразделение, поэтому любым клиентам, а не только тем, кто занимается ВЭД, нужно, чтобы всё работало чётко, было подешевле, а прибыль была побольше. За прошедший год мы наблюдали просадку примерно 15-20%, но всё достаточно быстро восстанавливается. Подрастают обороты с Китаем, мы считаем, что это связано с тем, что Китай снял ограничительные меры довольно рано", — добавил, в свою очередь, директор по развитию ПСКБ Александр Кузин.
Руководитель бизнеса Управления внешнеэкономических связей Дирекции внешнеторговых операций банка "Санкт-Петербург" Дарья Савельева рассказала, что клиенты банка очень адаптивны и умеют работать даже в непростых ситуациях. Например, более 200 клиентов банка, совершивших операции по ВЭД за прошедший год, начали вести ВЭД именно в 2020 году. При этом прирост общей суммы новых контрактов по ВЭД на учёте составил 27%, а прирост клиентской базы — 7%.
"В 2020 году наибольшим спросом среди инструментов защиты пользовались аккредитивы и инструменты финансовых рынков — объём их продаж вырос вдвое по сравнению с 2019 годом. Но мы видим особый спрос на комплексную поддержку ВЭД, не только на банковские услуги, но и небанковские, поэтому банк активно развивает консалтинг по ВЭД. Сейчас наша задача как банка агрегировать все инструменты и решения на рынке и предоставить клиентам комплексное решение, чтобы компании даже в условиях сложного периода не боялись развивать свою ВЭД", — пояснила эксперт.
Представители банков также заявили, что федеральный закон, смягчающий требования валютного контроля при экспорте российской продукции, улучшил обстановку в отрасли.
Эксперты круглого стола также отметили,что сейчас российская ВЭД стремится на азиатские и африканские рынки, а не на европейские, связано это в том числе с тем, что Европа оказалась более закрытой во время пандемии. Также лидерами являются страны Евразийского экономического союза. В целом бизнесмены не боятся, что ВЭД сильно просядет, и активно продолжают свою деятельность.
"Я бы хотела выделить агропромышленный комплекс, у которого очень хорошие показатели. Также высокую востребованность показал экспорт зерновых культур. Мы сотрудничали с европейскими странами — это были контракты с Польшой и Чехией, и были наработаны действительно очень интересные связи. Также в плане экспорта себя хорошо зарекомендовали продукты питания, причём не по одной товарной группе, а в комплексе. В странах Африки и Ближнего Востока хорошо пользуются спросом биоудобрения. Ни для кого не секрет, что многие страны развернулись в сторону борьбы за экологию и увеличился интерес на этот вид товара", — рассказала Екатерина Чупрова, менеджер по поиску партнёров за рубежом из компании Weconn Ltd.
На основании этого некоторые участники беседы предположили, что Россия слезает с пресловутой нефтяной иглы.