Принято решение о том, когда город перестанет платить оператору платной трассы ЗСД и оператор начнёт сам перечислять деньги городской структуре. Правда, первое время они пойдут не в бюджет, а на выплату кредита в 6 млрд рублей. Но возможно, что платить придётся в несколько раз больше.
Принадлежащее Петербургу АО "ЗСД" опубликовало годовой бухгалтерский отчёт за 2020 год. Компания была создана в 1997 году для реализации проекта "Западный скоростной диаметр (ЗСД)" со стороны города.
В 2020 году АО получило от городского бюджета 6,3 млрд рублей в виде оплаты допэмиссии акций. Из них около 2,5 млрд рублей ушло на выплаты по облигациям, которые компания разместила в 2011–2012 годах, чтобы профинансировать строительство ЗСД.
Кроме того, АО "ЗСД" израсходовало около 2,8 млрд рублей на строительство развязок (включая подготовительные и проектные работы). В частности, 2 млрд было потрачено на строящуюся сейчас развязку ЗСД с Шуваловским пр. Ещё 1,55 млрд рублей компания положила на депозит.
Ожидалось, что с 2020 года город перестанет платить оператору ЗСД — ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС) — недополученный минимальный гарантированный доход. Однако этому помешала пандемия. Во II квартале 2020 года трафик на ЗСД снизился на 26%, следует из отчёта. Впрочем, участники проекта нашли решение. "Рост тарифов на проезд по ЗСД в течение 2020 года позволил скомпенсировать финансовые потери", — говорится в отчёте.
Тем не менее в прошлом году АО "ЗСД" выплатило МСС 3,44 млрд рублей в связи с исполнением соглашения о ГЧП. Перед этим АО оформило кредит на 6 млрд рублей в Евразийском банке развития и получило ряд траншей почти на 3 млрд рублей.
В годовом отчёте АО "ЗСД" обозначило новый срок, когда наконец прекратятся выплаты "Магистрали Северной столицы" и МСС начнёт платить сама. "В соответствии с прогнозом выручки от взимания платы за проезд получение сверхдохода ожидается в IV квартале 2022 года. Основными факторами роста являются увеличение существующего трафика, в том числе за счёт ввода в эксплуатацию транспортных развязок для подключения к автомагистрали новых городских территорий с высоким транспортным спросом и привлечения дополнительных транспортных потоков на ЗСД", — говорится в документе.
До заявленного срока на ЗСД должна появиться упомянутая развязка с Шуваловским пр., её планируют сдать в конце 2021 года. В 2020 году планировалось объявить конкурс на строительство ещё одной развязки на Шкиперский проток, но этого так и не произошло. Даже если конкурс объявят в ближайшее время, успеть к концу 2022 года маловероятно. В начале этого года стартовало строительство Витебской развязки, но её будут строить в течение ближайших четырёх лет.
"Если сейчас подключится Шуваловский проспект, то понятно, что трафик вырастет, потому что Западный скоростной диаметр для жителей Комендантского будет действительно скоростным, то есть они на него будут быстро забираться и быстро съезжать, чего сейчас не происходит — там хроническая пробка на съезде на Богатырский", — говорит председатель автоклуба "А24"Денис Шубин.
Ещё один способ увеличить выручку ЗСД — повысить тарифы. Но, по мнению Дениса Шубина, это может привести к обратному эффекту и оттоку машин с платной трассы.
Согласно условиям соглашения, если выручка ЗСД превысит минимально гарантированный доход (условия соглашения конфиденциальны, но считается, что этот порог составляет около 9,67 млрд рублей), то 90% с суммы превышения будет забирать город. Однако эти средства не пойдут в городской бюджет, следует из отчёта АО "ЗСД". Городская компания будет использовать их для погашения кредита ЕАБР. Условия кредитного договора не опубликованы, в комитете по инвестициям, курирующем АО "ЗСД", не стали говорить, как долго продлятся эти выплаты.
Впрочем, это не единственный финансовый сюрприз, который готовит городу АО "ЗСД". В годовом отчёте фигурирует долгосрочная кредиторская задолженность компании размером в астрономическую сумму 44 млрд рублей. Она "представляет собой часть обязательств перед ООО "Магистраль Северной столицы" за построенные в 2016 году участки ЗСД по состоянию на 31.12.2020", — говорится в документе.
Комитет по инвестициям не ответил на вопросы "ДП" о том, как возник этот долг и каким образом его планируется гасить. "Задолженность сформирована в связи с особенностями реализации cоглашения о ГЧП, предусматривающего создание ЗСД как объекта собственности АО "ЗСД" с последующей окупаемостью проекта в течение 30 лет срока действия соглашения", — сказали в комитете.