Комитет по транспорту вновь в последний момент собирается разыграть контракты в рамках транспортной реформы. В прошлый раз Смольный спасло изменение федерального законодательства.
Накануне ведомство опубликовало на портале антикоррупционной экспертизы постановление о внесении изменений в Документ планирования регулярных перевозок. Именно этот документ является отправной точкой для чиновников при проведении конкурсных процедур по определению перевозчиков на новую маршрутную сеть в рамках грядущей транспортной реформы. Она стартует уже в июле 2022 года.
Обновлённого Документа планирования, хотя было достаточно и старого, ждали ещё в январе 2021 года. Для этого Комтранс в конце октября прошлого года даже поспешно заказал разработку комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ), на основании которой и планировалось вносить изменения. Работой занимался институт "Стройпроект", для которого это вовсе не профильная деятельность. В итоге, как и ожидалось, за пару месяцев КСОТ разработать не успели, Смольный её не принимал и объяснял этим отсрочку проведения аукционов в рамках транспортной работы.
"КСОТ до сих пор не принята. Сроки уже горят, некогда ждать, когда официальный заказчик этой работы, ГКУ "Организатор перевозок", окончательно утрясёт со "Стройпроектом" все недочёты", — сообщил "ДП" источник в Смольном.
В Комтрансе этот вопрос изданию оперативно не прокомментировали.
Меньше года
В прошлом году глава Комтранса Кирилл Поляковзаявлял "ДП", что разместить аукционы на портале госзакупок нужно в феврале, чтобы уже в марте этого года подвести итоги. В итоге, согласно опубликованному теперь постановлению, крайний срок заключения контрактов — август. По данным "ДП", аукционы Смольный планирует объявлять в июне.
Таким образом, у перевозчиков останется меньше года на подготовку к реформе и закупку нового подвижного состава вместо обещанных полутора лет. В целом основные игроки готовятся уже давно, плюс-минус понятно, какие автобусы на маршрутах потребует Смольный с июля 2022 года. Да и сама реформа должна была стартовать в июле 2020-го, сложа руки никто не сидел. Официально в связи с пандемией коронавируса в 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок" были внесены изменения, дающие регионам право отложить проведение транспортных реформ на 2 года. Петербург такой спасительной возможностью воспользовался: без переноса сроков Смольный имел все шансы не успеть в срок.
В целом нынешнее развитие сюжета очень напоминает сценарий последних лет. Сперва власти не могут утвердить Документ планирования, потом назначают срок проведения аукционов, переносят его и делают всё впопыхах. Однако многим участникам процесса сложно перестраиваться на ходу. В первую очередь это производители подвижного состава. В прошлом году уже вышла некрасивая ситуация, когда сотня лазурных автобусов, которая должна была приехать в Петербург, в итоге укатила в Пермь.
"Учитывая, что в среднем ЛиАЗ, НефАЗ, МАЗ и "Волгабас" производят около 4 тыс. автобусов в год, можно с уверенностью сказать, что в этот период все эти производители будут работать на Петербург, — говорит аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков. — Насколько мне известно, мощности на второе полугодие 2021 года у большинства заводов относительны свободны и каких-либо трудностей с поставками возникнуть не должно. К тому же сами производители могут сделать гораздо больше техники. Например, в прошлом году благодаря нацпроекту БКАД и реформам транспорта в Твери, Перми и Новокузнецке заводы увеличили объём поставок на 1500 единиц".
Аналитик также отмечает, что огромную роль для производителей должен сыграть и тот факт, кто станет победителем аукционов.
"Сейчас формируется тенденция появления крупных федеральных перевозчиков, которые в свою очередь хотят сотрудничать с конкретными производителями для гарантированных поставок и хорошего сервисного обслуживания. Недавно одним из совладельцев "Волгабаса" стал основной бенефициар ХК "Питеравто". И очевидно, что чем больше лотов выиграет эта компания, тем больше будет объём заказов у "Волгабаса". У другого крупного холдинга — "Ранд-Транс" (этот московский перевозчик делал несколько попыток захода на петербургский рынок. — Ред.) — есть долгосрочный контракт на приобретение 800 автобусов у МАЗа, который, скорее всего, планировал поставить эти автобусы в Петербург ещё в 2020 году", — прокомментировал "ДП" Булгаков.
"Опасений нет"
Один из петербургских перевозчиков сообщил изданию, что времени на подготовку к транспортной реформе должно хватить.
"Никаких опасений нет. Времени на приобретение техники достаточно", — прокомментировали "ДП".
Собеседник издания в транспортном блоке Смольного считает, что никаких договорённостей между перевозчиками и производителями техники, о чём можно было бы предположить, быть сейчас не может, поскольку нет ясности, какие именно автобусы нужно покупать. В частности, были у Комтранса пожелания сделать некоторые лоты чисто газовыми. Плюс город хотел увеличить количество автобусов мелкого класса на маршрутах, но конкретики до сих пор нет. Оперативно уточнить эти моменты в ведомстве не смогли.
С чем определённость есть, так это с количеством лотов. Ранее "ДП" писал, что вместо 42 лотов, на которые будут поделены все маршруты, Комтранс планирует оставить только 10. Это грозило уходом с рынка мелких и средних петербургских перевозчиков, поскольку они бы не потянули контракты финансово. По данным "ДП", Смольный остановился на 20 лотах, из которых 10 отдадут как раз небольшим компаниям. В Комтрансе не уточнили начальную максимальную цену контрактов (НМЦК) и количество подвижного состава в каждом из лотов.
"Успеть провести аукционы и закупить автобусы можно было бы, заключая контракты и в декабре 2021 года и подключая к процессу лизинговые компании, в частности ГТЛК. Такие соображения у Смольного уже были годом ранее. При таком раскладе удалось бы лучше проработать документацию и обойтись без истории с КСОТ", — говорит собеседник "ДП" в администрации Петербурга.