Власти хотят спасти "Ленфильм", забрав у частной компании права на его советскую классику. Идут переговоры, подкреплённые судом и уголовным делом.
Прокуратура Московской области и Минкульт оспаривают в арбитражном суде лицензионный договор, по которому Госфильмофонд России передал права на "золотую коллекцию" фильмов ленинградской киностудии петербургскому ООО "Твин СП". Кроме того, заявители просят применить последствия недействительности сделки — прекратить действие исключительной лицензии ООО "Твин СП" на эти произведения. Ответчиками по искам госорганов выступают "Твин СП" и Госфильмофонд России.
На днях суд зарегистрировал ходатайство Госфильмофонда, в котором он соглашается с требованиями истцов. Как сообщил "ДП" первый замгендиректора этой организации Дмитрий Гурьев, ответчики просили суд об отложении разбирательства, поскольку идут переговоры о расторжении спорного договора. "В связи с этим считаем преждевременным проводить оценку последствий поданных ранее заявлений", — добавил он. В "Твин СП" заявили, что спор с Минкультом и прокуратурой не комментируют, но предложили направить вопросы письменно ("ДП" направил в компанию запрос).
Там разберутся
Дмитрий Сурчаков, партнёр юркомпании "Степачков и Сурчаков", обращает внимание: "Заявление Госфильмофонда не означает, что спорный договор будет автоматически признан недействительным без оценки и исследования всех материалов по делу". Эксперт, в частности, объясняет это следующим: "“Твин СП” считает договор действительным и не признало иска, а на суд возложена обязанность проверить ходатайство фонда на предмет его законности. Поэтому есть большая вероятность того, что суд не примет ходатайство ответчика о признании иска".
Допсоглашение 2017 года к первому договору (апрель 2009 года) дало петербургской компании права распоряжаться киноклассикой до 2030 года. При этом, как пишет РБК, в 2014–2017 годах "Твин СП" выплачивало Госфильмофонду от 41,2 млн до 69,1 млн рублей. Однако допсоглашение к договору устанавливает фиксированный платёж в размере 36 млн рублей.
По данным сервиса "Контур.Фокус", владельцами ООО "Твин СП" являются Елена Шишко (95%) и Михаил Кондаков (5%). Кроме этого, обоим предпринимателям принадлежит по 49% долей в ООО "Продюсерский центр “Твин”", занимающемся производством телевизионного и киноконтента. "Твин СП" при выручке 638 млн рублей показало чистую прибыль 289,9 млн рублей, а продюсерский центр заработал 23,2 млн рублей и получил прибыль 13,9 млн рублей.
Вера Зотова, юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" петербургского офиса юркомпании "Борениус", поясняет: "Признание лицензионного договора недействительным приведёт к тому, что станут недействительными и все последующие: сублицензионные соглашения, заключённые на его основе, и дополнительные соглашения к этому лицензионному договору". Если будет доказано, что "Твин СП" занижало сумму лицензионного вознаграждения за использование "золотой коллекции", его доходы от этого могут быть признаны неосновательным обогащением и взысканы истцом, прогнозирует эксперт.
Добавим, ранее СМИ сообщали, что этой историей заинтересовались правоохранительные органы. Следственный отдел Домодедово Главного следственного управления Следственного комитета России возбудил уголовное дело по ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями), а в офисе "Твин СП" в рамках этого уголовного дела проводились обыски.
Вечная классика
На своем сайте ООО "Твин СП" заявляет о том, что располагает каталогом, который насчитывает более 10 000 часов фильмов и программ. Особенно "Твин СП" гордится эксклюзивными правами на творческое наследие киностудии им. М. Горького, "Беларусьфильма", "Союзмультфильма" и "Ленфильма". В число коллекции последнего входят такие фильмы, как "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Собачье сердце", "Полосатый рейс", "Соломенная шляпка".
Вернув себе права на ленинградскую классику, власти надеются найти деньги для спасения "Ленфильма". В 2013 году киностудия взяла кредит 1,5 млрд рублей у ВТБ на 10 лет на закупку современной техники. Однако ей не удалось в нужном объёме получить господдержку, а также полностью вернуть права на "золотую коллекцию", что было необходимо для погашения кредита. Затем последовала череда смены директоров и ухудшающиеся финансовые показатели: в 2017 году, по данным СПАРК, чистый убыток АО "Ленфильм" составлял 110 млн рублей, в 2018–м — 150 млн, а в 2019–м — 232 млн рублей (данных за 2020 год пока нет). Неизменным остаётся только председатель совета директоров — Фёдор Бондарчук.
За последние 20 лет студии удалось совместно с фондами и другими компаниями снять 28 фильмов. В 2018 году была выпущена нашумевшая "Матильда" Алексея Учителя, а годом ранее молодой режиссёр Кантемир Балагов — выпускник мастерской Александра Сокурова — за свою дебютную картину "Теснота" удостоился премии "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале.
В кинотеатре при киностудии "Ленфильм" тем временем показывают зарубежные новинки или ретроспективы. Иногда проходят вечера по случаю премьер. А ведь когда–то именно вокруг "Ленфильма" сгруппировалось целое поколение режиссёров, так называемая "ленинградская школа кино".
Большие надежды
Сами деятели важнейшего из искусств возлагают на возвращение коллекции большие надежды. Режиссёр Алексей Герман — младший, фильмы отца которого также входят в "золотую коллекцию", рассказал "ДП", что вероятность возвращения прав на фильмы родной киностудии велика, а значит, и дела "Ленфильма" пойдут на поправку.
"Я к этому (решению о передаче. — Ред.) никакого отношения не имел, но оно было ошибочным. К сожалению, в 2017 году договор был пролонгирован, что вызывало вопросы правоохранительных органов. Ещё тогда правительство РФ полагало, что “Ленфильм” должен получать доходы от своей коллекции, — заявил он “ДП”. — В 2013 году казалось, что доходы от “золотой коллекции” будут поступать на студию в достаточно значительном объёме, но этого не произошло. И только спустя 9 лет появилась надежда. За последнее время многое изменилось благодаря министру культуры Ольге Любимовой, директору “Ленфильма” Фёдору Щербакову. Это тяжёлая борьба, и наконец–то ситуация сдвинулась с мёртвой точки. Хорошо, что это происходит".
По словам режиссёра, существует позиция, согласно которой доходы от "золотой коллекции" в будущем могут быть использованы на поддержание молодых кинематографистов, которые выступят с дебютом. Окончательное слово за руководством студии.
Режиссёр Владимир Бортко, монтировавший картину "Идиот" не без помощи ленфильмовского режиссёра монтажа Леды Семёновой, также убеждён, что место "золотой коллекции" на "Ленфильме": "Для киностудии это якорь спасения. К примеру, у “Мосфильма” существуют права на все фильмы, которые они сделали, и поэтому они достаточно хорошо себя чувствуют. Что касается “Ленфильма”, то они проданы, из–за чего студия влачит жалкое существование. Необходимо вернуть труд людей обратно. Кроме того, у города должно быть что–то ещё кроме Мариинского театра и Эрмитажа".