Онлайн–дневники, фитнес–трекеры и аналогичные приложения стали обыденной частью жизни петербуржцев.
В 2019 году количество тех, у кого в телефоне было хотя бы одно фитнес– или просто ЗОЖ–приложение, оценивалось в 21 млн человек. Несколько фитнес–приложений имели 7,8 млн, а число людей с подписками на фитнес–блогеров или тех, кто пропагандирует ЗОЖ в Youtube и соцсетях, превышало 19 млн.
"Артериальная гипертония — бич XXI века, как и ожирение. Приложения могут поспособствовать тому, что люди будут отслеживать параметры своего здоровья", — говорит руководитель Центра кардиологии и терапии московской больницы РАН Константин Иванов.
Однако эксперты призывают не преувеличивать роль таких приложений в жизни россиян. Во–первых, большая часть использует только шагомеры. Во–вторых, несмотря на всю мощь IT, подвести могут чисто физические характеристики. "Был достаточно большой скандал с одним из приложений на предмет измерения артериального давления. Погрешность была колоссальная — чуть ли не 20–30 мм ртутного столба, — вспоминает Константин Иванов. — Очень малая доля приложений и фитнес–трекеров прошли сертификацию и были одобрены научным сообществом".
Представитель Ассоциации операторов фитнес–индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько считает, что приложения во многом облегчают работу тренеров (например, благодаря онлайн–дневникам питания можно контролировать рацион клиента, а используя данные фитнес–трекеров, тренер может принимать решение об увеличении кардионагрузки). "Во время пандемии такие тренировки позволяли удерживать клиентов. Но, увы, каждый третий клуб столкнулся с ситуацией, когда использовавшие эти программы тренеры уходили из клубов, уводя за собой клиентов", — говорит она.
ЗОЖ на рекламе
Приложения для здоровья монетизируются с помощью продажи контента или рекламных интеграций. Компания InstaDev, занимающаяся разработкой разнообразных цифровых продуктов, в том числе развивает приложение для медитации NimbusMind и зарабатывает на подписках. "У пользователей есть возможность купить полный доступ к контенту, но большинство из них выбирают подписки, чаще всего годовые. Один платящий пользователь приносит нам $8–10 в месяц", — рассказал гендиректор фирмы Николай Соцкий. Он, впрочем, добавил, что "через 5–6 месяцев начинается отток, так как за это время потребители контента обычно уже получают информацию, которая им необходима".
Ольга Чекарева, создатель проекта iPerfect, отметила, что покупка платного контента в приложениях — не массовое явление для россиян, поэтому её команда ориентирована исключительно на продажи в США. Платно "раскручивать" его в России разработчики даже не пробовали, хотя случайные скачивания и оплаты были.
Арт–директор дизайн–студии Logomotiv Иван Большов считает наиболее удобной моделью монетизации freemium: "Так пользователь сразу получает функциональный продукт, пользуется им, а затем переходит на платную версию по желанию. Монетизация идёт по двум каналам: покупка полной версии или платного функционала и просмотры рекламы при использовании бесплатной версии".
Вместе с тем рынок приложений для здоровья наполнен и даже перегружен, об этом "ДП" рассказали все опрощенные разработчики. "Время захода на такой рынок с классической моделью, где пользователи платят за контент, уже проходит. Да, они ещё есть, но назвать это Клондайком сейчас уже нельзя", — полагает Николай Соцкий.
"Перспективы сейчас сместились в сторону крупных сервисов с мировым охватом. Это серьёзные и крупные проекты с длительной (в районе года) разработкой, маркетингом и полноценным запуском. Ну и с соответствующими бюджетами и инвестициями", — рассуждает Иван Большов.
Приложению iPerfect Ольги Чекаревой и вовсе пришлось уйти с рынка: "Спустя какое–то время у нас начались проблемы с рекламным кабинетом в AppStore. Причина всех проблем, видимо, была в том, что я российский разработчик, а кабинет начал требовать данные только предпринимателей, зарегистрированных в США. Затем Facebook начал банить наш кабинет, и рекламу в США становилось крутить всё сложнее. Так как основная моя деятельность лежит в другой сфере, я недавно приняла решение продать приложение".
В разгар пандемии коронавируса специалисты компании "Ростелеком–Солар" провели сравнительное исследование защищённости популярных мобильных приложений для занятий фитнесом и спортом.
"Анализ 16 фитнес–сервисов показал, что ряд обнаруженных уязвимостей потенциально могут привести к компрометации конфиденциальных данных пользователей", — говорится в сообщении "Ростелеком–Солар".