Как вы начали своё дело, как приняли решение?
— В последний год университета я позвал своих партнёров подзаработать, мы получили некоторый опыт работы руками, работали электриками, делали свет и всё, что касается электричества. А потом, собственно, была идея… У меня отец предприниматель (то есть некий плацдарм у меня был), он просил меня развивать розничное направление — светодиоды продавать, но мы уже сделали шоурум, предлагающий именно световые решения. Ушли в другое направление, которое довольно быстро развивалось. О готовности развивать своё дело я даже не думал, это было органично как–то.
Как ваша компания смогла закрепиться на рынке?
— Команда всегда важна, в тот момент были правильные люди рядом — мои партнёры, друзья. Сейчас нас 70 человек в разных городах, в Москве и Петербурге, всего у нас четыре подразделения, и мы одна семья и одна команда.
Какие качества, по–вашему, важны в сотрудниках? В партнёрах?
— Критическое мышление, умение заниматься административными делами. Это не моя сильная сторона — коммерцией в компании занимается мой партнёр.
Насколько для вас является важным признание на подобных мероприятиях? Важно ли это для развития личного бренда?
— Я слышал, что "Молодые миллионеры" "ДП" считаются до 33 лет. Мне как раз 33, и я решил заскочить в последний вагон. Проверить себя. Для меня это эксперимент, ради "фана". Личным брендом я сейчас не занимаюсь, но, когда буду, это будет мне в копилку. Я больше переживаю за бренд компании.
Самый рискованный шаг в бизнесе?
— В 2017 году мы сделали 290 млн, сейчас у нас больше. У нас ретейл был одним из основных направлений, около 40% по обороту, но в какой–то момент мы увидели, что история начала довольно резко схлопываться. И торговые центры остановили стройку, конкуренция выросла сильно, маржа упала. Было два решения: поджимать расходы либо, наоборот, топить, понимая, что идём в минус по чистой прибыли, развивать бренд, проводить обучающие мероприятия. И мы выбрали второе. И всё хорошо: мы рискнули, и мы в плюсе.
Зависит ли успех от удачи, или это миф?
— Зависит, конечно. Вселенная иногда подкидывает варианты, о которых ты думаешь. Мы собирались выходить в Москву, и мне просто подвернулся человек, который готов был этим заняться и привлекать ретейлеров, "Азбуку вкуса" например. Быстро пошла хорошая выручка, года через два, и результат был отличный.
По каким принципам вы выбираете человека в команду?
— Это зависит от того, куда нужен человек. Главное — ответственность и порядочность. Когда у человека есть морально–этическая мотивация, он любит делать хорошо и не может сделать плохо — это то, что нужно.
Человек начинает свою предпринимательскую карьеру. Что вы ему посоветуете?
— Надо понимать свои слабые стороны и найти людей на эти компетенции. И побыстрее завести финансового директора! Управление деньгами — это важно. Если их не считать, бывает, что ты думаешь: деньги есть, а на самом деле их нет. Был момент, когда мы плохо управляли деньгами, товар на складе лежал, много неликвидов. У нас много импорта и поставок и нужно считать хорошо именно денежные потоки, чтобы хватало бюджета, который ты закладываешь на закупки, например.
Как вы относитесь к тому, что у нас в этом году два победителя?
— Это же шоу. Мне понравились Машины ответы по поводу самогона. Если это капитализировать…
Я не расстроился. А вопросы правда были слишком простые.