Более востребованными оказались коворкинги и гибкие офисные пространства.
Несколько лет назад идея, что платной может быть не еда, а время, проведённое в кафе, способствовала появлению и эволюции именно рабочих пространств, отмечает Мария Сумарокова, партнёр, генеральный директор УК PAGE. Одним из родоначальников этого жанра называют проект "Циферблат", после которого на рынке стали появляться копии, преобразованные под разные идеи. В числе первооткрывателей также выделяют "Республику кошек", изначально представлявшую собой своеобразный симбиоз антикафе и приюта для животных.
"Пространство на Якубовича, 10, было первым тайм–кафе в Петербурге. Но уже через год после открытия мы отошли от этой концепции, отделив кафе от котиков. Мы решили так сделать в связи, во–первых, с особенностями соблюдения санитарных норм, а во–вторых, с оптимизацией бизнес–процессов с учётом той миссии, которую мы для себя определили, — “котофикации населения”", — рассказывает директор "Республики кошек" Анна Кондратьева.
Борьба за клиента
Одним из преимуществ формата участники рынка и эксперты называют универсальность: у антикафе широкая целевая аудитория. Конкурировать друг с другом таким пространствам приходится за счёт концепта. Например, в антикафе "12 комнат" делают ставку на зонирование пространства, что позволяет проводить одновременно несколько мероприятий на одной площадке.
В тайм–кафе "Маньяна" завлекают посетителей играми. "Игра — это живое общение, возможность познакомиться с новыми людьми, отработать различные интеллектуальные и коммуникативные навыки, способ снять стресс, а ещё игра — это древнейшая форма познания мира. Несмотря на всю кажущуюся несерьёзность настольных игр, их влияние на человека и общество довольно велико", — говорит владелец пространства Кристиан Ершов.
При этом участники рынка затрудняются однозначно говорить о конкуренции. Анна Кондратьева считает, что в узкой нише "котокафе" конкуренции не наблюдается вовсе: ответственные предприниматели работают скорее как единомышленники и стараются найти дом для животных. Менее ответственные халатно относятся к нормам содержания котов, но быстро закрываются.
Некоторые эксперты убеждены, что жизненный цикл сегмента антикафе практически завершился.
"Формат изжил себя, а большинство игроков ушли с рынка, — поясняет основатель компании Freedom Team Дмитрий Тимуршин. — Сейчас мы наблюдаем переходную модель комьюнити–пространства, это формирование сообществ по интересам и создание площадок для взаимодействия и общения".
"Наблюдается изменение формата антикафе, трансформация в коворкинги и тайм–клубы. Происходит уход от поминутной оплаты в пользу почасовой. Одновременно происходит укрупнение площадок, масштабирование: на смену небольшим “ламповым” антикафе приходят просторные многокомнатные пространства, формируются сети. Заметно также перемещение формата из центра города в спальные районы", — рассуждает Анна Кондратьева.
Работа вместо развлечений
Примерно в одно время с антикафе стали раскручиваться коворкинги. Мария Сумарокова полагает, что основатели вторых вдохновились идеей первых. Но развитие двух этих форматов пошло в разном направлении.
"Антикафе — это всё–таки в первую очередь место для общения, встреч. Там можно найти что угодно, включая кальян, алкоголь и настольные игры. Далеко не все антикафе предусматривают специальное пространство для работы или деловых переговоров", — указывает Сумарокова. И добавляет, что при разработке концепции основатели коворкингов идут в сторону сервисных офисов, развиваются по сетевому принципу, разрабатывают и внедряют стандарты обслуживания резидентов.
Мария Сумарокова также называет формат антикафе "точечной историей", которая может взлететь, а может и нет. "Их успех измеряется не столько цифрами, сколько способностью продолжительное время оставаться на плаву — сохранять репутацию модного, трендового места, пул постоянных посетителей. Сетевые проекты вроде “Циферблата” единичны", — говорит она. В последние 2 года, по её оценке, активнее развиваются коворкинги, чему способствовал как дефицит офисов в Петербурге, так и массовый переход на удалёнку в прошлом году.
С этим суждением согласна вице–президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина. "Ещё несколько лет назад не все понимали разницу между форматами. Сейчас, на мой взгляд, целевые аудитории распределились, а конкуренция свелась к минимуму", — резюмирует она.
Мария Сумарокова также обращает внимание, что коворкинги более гибки и работают в основном с корпоративными клиентами. Open space в таких проектах занимает не более 10–15% от общей площади. Остальной метраж отведён под smart–офисы и переговорные комнаты. Антикафе же корпоративные арендаторы даже не рассматривают.
В компании JLL говорят, что в 2021 году то, что по–прежнему называется коворкингами, уже по сути ими не является. Наиболее точное определение для таких проектов — гибкие офисные пространства. Прирост предложений и развитие рынка происходят именно в этом сегменте. По данным JLL, сейчас в Петербурге работает 44 гибких офисных пространства (включая коворкинги) общей площадью более 30 тыс. м2 более чем на 4 тыс. мест. В 2020 году открылось 16 новых локаций на 1,6 тыс. рабочих мест. В начале 2021 года начали работу четыре площадки на 300 рабочих мест. К открытию до конца 2021 года анонсировано ещё не менее 16 локаций на 3 тыс. рабочих мест.