"Идеальное место" благоустраивается

Автор фото: Тихонов Михаил

Эксперты говорят о необходимости синхронизировать сроки открытия всех объектов и инфраструктуры.

В то время как "Лахта Центр" постепенно занимает своё место в ряду петербургских достопримечательностей, вокруг небоскрёба кипит работа: прокладываются дороги, возводятся гидротехнические сооружения яхт-клуба и док для парусника "Полтава", благоустраиваются набережные. На днях ГКУ "Дирекция транспортного строительства" разместило на сайте госзакупок запрос на проектирование и реализацию подземного перехода к "Лахта Центру", строительство которого планируется завершить до ноября 2023 года. Кроме того, недавно городские власти заявили о намерении создать на побережье Финского залива единый архитектурно-градостроительный ансамбль с современной инфраструктурой. "Деловой Петербург" решил выяснить, чего ждут от развития этой территории эксперты, и как продвигается работа на отдельных объектах.
Самое высокое здание в Европе, являющееся в том числе и объектом программы "Новая туристская география Санкт-Петербурга", стало одной из самых излюбленных точек притяжения в Петербурге. Это подтверждает её высокий рейтинг на крупнейшей в мире платформе о путешествиях — Tripadvisor. Здесь она занимает 331 строчку из, примерно, 2,5 тыс. достопримечательностей города. Под хештегом #лахтацентр в соцсети Instagram насчитывается свыше 120 тыс. публикаций.
Сергей Корнеев
председатель комитета по развитию туризма Петербурга

Ожидания: доступно и многофункционально

По словам главы администрации Приморского района Николая Цеда, территория вокруг "Лахта Центра" должна быть доступной для жителей и сочетать различные функции — рекреационную, спортивную, культурную: "В этом месте будет работать много людей, но это не значит, что всё будет ориентировано исключительно на деловые цели. Пространство должно быть интересным и удобным и для жителей ближайших кварталов с различными интересами и потребностями в досуге, спорте и отдыхе. Неотъемлемой частью этой территории может стать и культурная составляющая", — подчеркнул Николай Цед.
На вопрос о возможных интересных проектах по благоустройству на этой территории помощник ректора Университета ИТМО Михаил Климовский ответил предложением продолжить Парк 300-летия, оставив его существующую часть рекреационной, а переходящую к "Лахта Центру" — событийной: "Там можно создать современный музей, оперный театр. Если мы стараемся ориентироваться на полицентризм, то нужно предусмотреть не только деловую, но и событийную активность". Михаил Климовский также отметил, что в этом проекте Петербург может наглядно продемонстрировать, как должно выглядеть в XXI веке природно–ориентированное общественное пространство.
Эту мысль продолжает и урбанист, сооснователь студии Orchestra Design Эдуард Моро. Он подчёркивает, что к развитию территории вокруг "Лахта Центра" следует подходить стратегически и помнить, что она — часть Финского залива: "Это поможет избежать разрозненного подхода и появления не связанных друг с другом объектов". По его словам, было бы идеально, если бы в этом месте появилась единая экосистема, в которой естественная среда сохраняется для всех. "Проблема в том, что выбранное место является чувствительной зоной. Более того, важно сохранить природные территории, есть очень ценные рекреационные активы", — отметил эксперт.

Набережные видны

Объединить все объекты между собой в протяжённую прогулочную зону должны современные комфортные набережные. Южной и восточной набережной "Лахта Центра" уже присвоены названия — Открытая набережная и Воздушная улица. Их благоустройство будет завершено в ближайшие месяцы. Об этом "ДП" рассказал представитель компании-подрядчика, руководитель проекта ООО "ИдеалСтрой Инвест" Ренат Шагеев. По его словам, в рамках реализуемого проекта помимо пешеходных маршрутов на территории появятся велодорожки, разноуровневые скамейки, амфитеатр со светоинсталляцией, станции беспроводной зарядки для мобильных устройств. В продолжении набережной до яхт-клуба (планируется к завершению в четвертом квартале 2022 года) будет построен велопавильон с парковкой для велосипедов.
Ренат Шагеев считает логичным обустройство всех прилегающих к "Лахта Центру" территорий в едином архитектурном стиле. По его словам, идея объединения участков "от Стадиона до яхт-клуба "Геркулес" обсуждается довольно давно: "Надеемся, что в рамках сотрудничества Смольного и ПАО "Газпром", эти планы получат новый виток развития".

На всех парусах

Напротив "Лахта Центра", на противоположном берегу Лахтинского разлива уже скоро должен появиться Культурно-исторический центр (КИЦ) "Полтава", включающий одноименный парусник, а также гидротехнические и береговые сооружения.
"КИЦ "Полтава" — это многофункциональный объект — исторический, музейный, идеологический, настоящий. В нём будут представлены подводные археологические артефакты и постоянная экспозиция. В частности, там будет размещена первая стальная яхта "Утеха", построенная в 1888 году для князя В.А. Олсуфьева на Путиловском заводе", — отметил Андрей Грошиков, генеральный директор ООО "Историческая верфь Полтава". "В плановом режиме ведутся работы по возведению настоящего академического гидротехнического сооружения с батопортом — плавучим затвором-воротами, служащими для запирания входа в док, с системой заливки и откачки воды. Создаются беспрецедентные условия для хранения и содержания реального деревянного корабля. Сроки завершения гидротехнических сооружений — 2023 год", — рассказывает эксперт.
"Полтава — это не "Аврора" на вечном приколе, не "Виктори", которая стоит в осушенном доке. Основное отличие Полтавы в том, что это действующий корабль с музеем внутри, снаружи — это парусник XVIII века, который может совершать самостоятельные путешествия и демонстрировать свою экспозицию, причалив в любом порту. До конца года мы получим судовой билет, и Полтава сможет открывать для себя морские границы. По словам Андрея Грошикова, "Полтава" — потрясающе функциональна, но при этом она исторически достоверна. Планируется постоянно задействовать корабль в городских праздниках и военно-морских парадах. "Сейчас Полтава уже стала морским символом Петербурга, и мы будем эту миссию развивать. Уверен, что наступит день, когда кинематографисты привлекут парусник к съемкам крупного блокбастера о Петровских временах". — подчеркнул эксперт.

К Лахте на яхте

Командор "Яхт-клуба Санкт-Петербурга", базирующегося в порту Геркулес", Владимир Любомиров рассказал "ДП" о текущем статусе работ на территории яхт-клуба. По его словам, в настоящее время заканчивается строительство гидротехнических сооружений. "Работы на объекте будут завершены до конца лета 2021 года. В этом сезоне запланирована их тестовая эксплуатация судами клуба", — отмечает эксперт.
Представитель "Яхт-клуба Санкт-Петербурга", член президиума Всероссийской Федерации парусного спорта Кирилл Воногов рассказал "ДП" о спортивной составляющей. "Здесь будет самый большой в России слип (площадка для пуска судов) — 108 метров шириной. То есть одновременно с него смогут спускаться 150-300 швертботов (маленьких парусных судов). Такой объект для России будет суперуникальным", — говорит эксперт.
По словам Кирилла Воногова, все эти объекты будут нести определенную социальную нагрузку: "В конечном счёте в районе "Лахта Центра" появится инфраструктура мирового уровня, которая позволит принимать статусные международные соревнования. Это идеальное место для развития парусного спорта: большая волновая нагрузка, практически все ветра продувают", — подчеркнул Кирилл Воногов.

Все дороги ведут в Лахту

Один из остро волнующих петербуржцев вопросов — транспортная доступность. Руководитель проекта АО "Петербургские дороги" Дмитрий Аркаев рассказал "ДП", что к 2024 году планируется завершить ведущееся строительство мостов через Лахтинскую гавань. Предусмотрена организация двух съездов. В направлении "Лахта Центра" поток будет попадать с Приморского шоссе по 500-метровому мосту. Выезд со стороны комплекса будет осуществляться в направлении улицы Савушкина по второму съезду.
Начнутся преобразования и на Сестрорецком направлении Санкт-Петербургского железнодорожного узла, а именно его пассажирской части. Концепцией РЖД предусмотрено создание городской электрички с тактовым движением. Направление от Белоострова до Ораниенбаума в неё входит, поэтому её ждёт реконструкция.
Как сообщили в пресс-службе ОАО "РЖД", до 2030 года на этом направлении на участке от Новой Деревни до Сестрорецка построят второй путь (сейчас ветка однопутная), от Новой Деревни до Ланской — дополнительную линию, от Ланской до Кушелевки — ещё две. Рядом с "Лахта Центром" планируют станцию Новая Лахта, станции же Сестрорецк, Лисий Нос, Лахта и Новая Деревня ждёт реконструкция.

Логично — синхронно

Пока территории вокруг небоскрёба обрастают инфраструктурой, преобразуются прилегающие пространства, в самом комплексе идут работы по отделке внутренних пространств и обустройству, в том числе на второй очереди объекта. И, судя по всему, открытия комплекса следует ожидать к моменту, когда вокруг него появятся не только благоустроенные набережные, но и удобные транспортные маршруты.