Как Пётр превращал болото в имперскую столицу и как отдыхали первые горожане, "Деловой Петербург" рассказывает в рамках специального проекта "Четыре века делового Петербурга".
"Он был рождён имперской стать столицей"
Судьба нового поселения на берегах Невы была предопределена практически сразу. Ещё недавно была отстроена земляная крепость на Заячьем острове, ещё только появились первые деревянные дома на Троицкой площади, а Пётр Первый уже в сентябре 1704 называет это военное поселение столицей и закладывает Летний сад.
По идее новый город Санкт-Питербурх должен был быть совершенно иным, чем старинные русские города, которые для Петра были образцом старой враждебной ему Руси. Кривые улицы с садами и палисадниками, за которыми что-то замышляют и прячут. То ли дело любимый сердцу Петра Амстердам и Заандам, в которых он провёл почти год. Русский царь познакомился здесь с укладом городской жизни, оценил её упорядоченность, а также оценил систему городских коммуникаций — каналов.
Именно такой город Пётр и хотел создать в России. Для этого потребовались огромные усилия и человеческие и финансовые, потребовалось принимать нестандартные решения и вбивать в головы людей новые идеи.
Для того, чтобы построить город на пустом болоте, необходимы были люди — и с 1704 на строительство стали вызывать 40 тысяч человек из Европейской части России, а с 1712 начинается и насильственное переселение. Но и этого было недостаточно — необходимы были специалисты по строительству. Пётр призывает приезжать в Россию европейских специалистов — архитекторов, каменщиков, скульпторов и т.д. Приглашает за огромные по меркам XVIII века деньги (5 тыс. рублей) француза Ж.-Б. А. Леблона для того, чтобы он создал проект нового правильного города с дорогами-каналами с центром на Васильевском острове. Леблон создаёт проект слишком "правильного" города, осуществить который в ближайшие десятилетия невозможно. Работы всё-таки начинаются по более простой схеме, но и их не удалось завершить из-за невероятного воровства А. Д. Меншикова и его подлости и зависти к Леблону. Каналы получились слишком мелкими и узкими и выполняли в большей степени роль осушительных канав.
Но Васильевскому острову всё же не суждено было стать политическим центром города: Пётр I запрещал строительство мостов, желая видеть Петербург исключительно водным городом, и в период ледохода и ледостава центр новой столицы оказывался отрезанным от остального города, в связи с чем со временем основные структуры переместились на Адмиралтейскую сторону.
Для более быстрой и правильной застройки столицы с 1706 Канцелярией городовых дел по указам Петра вырабатываются правила застройки города. В первую очередь необходимо было застраивать улицы только по плану, ни в коем случае не заходить за красную линию и ставить дома было необходимо вдоль этой самой линии "единой фасадою". Для того чтобы не выбиваться из единой линии, необходимо было упорядочить и внешний вид домов. Лучшие архитекторы Ж.-Б. А. Леблон и Д. Трезини создали проекты "образцовых" домов, на которые надо было ориентироваться при строительстве. Проект такого дома можно было получить в городовой канцелярии с приложением расчёта строительных материалов и выбором нескольких типов. Проекты предлагались на любой вкус: элитное жильё — для "именитых", бизнес-класс — для "зажиточных", эконом-класс — для "подлых", то есть простых.
Фактически, петербургские образцовые дома заложили практику серийных типовых построек, на которые уже будут ориентироваться в губернских городах второй половины XVIII века.
В петровском Петербурге трудилось много выходцев из Европы, но первым архитектором города считают швейцарского итальянца Доменико Трезини. По его проектам велось строительство Александро-Невского монастыря, каменных сооружений Петропавловской крепости и Кронштадта, здания Двенадцати коллегий. В 1733 году под его руководством заканчивается строительство Петропавловского собора — трёхнефной базилики с колокольней, увенчанной грандиозным золочёным шпилем, превзошедшим по высоте колокольню "Ивана Великого" в Московском Кремле.
Отдельного слова заслуживает строительство Зимних дворцов — их было 5 за всю историю Петербурга. Первые два Зимних дворца были построены для Петра I и имели весьма скромные размеры, третий Зимний дворец со сложной формой фасада перестраивается из дворца Апраксина по проекту Ф. Б. Растрелли для Анны Иоанновны, и снова зодчий — мастер русского барокко — перестраивает главную императорскую резиденцию для Елизаветы Петровны. Пока велось строительство существующего здания на главной площади города, государыня жила во временном деревянном Зимнем дворце на пересечении Невского проспекта и Мойки.
Заложенных Петром правил застройки города будут придерживаться и последующие правители, создав таким образом облик классического Петербурга.
Досуг и развлечения
В Петербурге под влиянием петровских реформ причудливым образом слилась русская и европейская праздничная культура. Петровские ассамблеи, балы, аристократические салоны, клубы и масленичные балаганы — всё это яркими красками окрашивает строгий и правильный уклад жизни петербуржцев XVIII века.
В петровское время Петербург был насыщен различными праздниками по случаю побед российского оружия — в честь победы под Полтавой в 1709, морских побед при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720) и, конечно, в честь заключения Ништадского мира в 1721 и объявления Петра императором. Фейерверки, парадный проход кораблей перед портом на Троицкой площади, народные гулянья с бесплатной выпивкой — все это удивляло и развлекало питерский люд.
Огромный интерес горожан вызвали торжества шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и царской шутихи М. А. Бужениновой. Для молодожёнов на льду Невы напротив Адмиралтейства в феврале 1740 был построен Ледяной дом, а по улице прошёлся этнографический кортеж, который состоял из представителей 300 российских народностей в национальных костюмах. Ледяной дом строился под руководством архитектора П. М. Еропкина и академика Г. В. Крафта, который при строительстве этой царской забавы проводил исследования физических свойств льда.
Но и праздничные традиции в новопостроенном городе не забывали. На Масленицу в разных частях города ставили катальные горки, на гуляньях внимание зрителей привлекали раешники, дрессированные медведи, а во времена Екатерины II появляются и театральные балаганы. В них главной фигурой был балаганный дед с бородой из пакли, зазывающий (не всегда приличными шутками) публику в балаган на несложное, но эффектное театральное представление.
Катальные горки устраивали на льду Невы, высота их достигала 25 метров. Позднее уже к началу XIX века гулянья были перенесены на Адмиралтейскую площадь.
Масленичные гулянья привлекали все слои населения Петербурга и сохранились вплоть до Первой мировой войны, меняя лишь место проведения.
Новым явлением в петербургской жизни во второй половине XVIII века стало создание клубов с целью разнообразия досуга и заведения новых знакомств. Старейшим и образцовым считался Английский клуб, основанный в 1770 с соизволения Екатерины II английскими предпринимателями Ф. Гарднером и К. Гардинером и являвшийся собранием самых влиятельных представителей столицы, разных сословий и национальностей. В 1771 в нем было 250 членов. Бюджет клуба формировался из ежегодных взносов, пожертвований, процентов с игры в карты. Постепенно Английский клуб превратился в аристократическое клубное учреждение, членами которого являлись писатели, поэты, военачальники, чиновники высших классов и даже министры. Английский клуб вёл активную благотворительную деятельность. Здесь можно было "завести весьма хорошие и приличные знакомства", почитать иностранные газеты, обсудить международные проблемы не только с простыми членами клуба, но и с теми кто эти проблемы создавал — высшими сановниками государства.
Первоначально клуб снимал помещения в центральной части Петербурга преимущественно на набережной Мойки и лишь в конце XIX века приобрёл собственное здание на престижной Дворцовой набережной в доме 16.
Немного позднее появился Шустер-клуб, здесь собирались преимущественно немецкие и голландские купцы и ремесленники. Этот клуб относился к разряду "мещанских" с игрой в карты, балами, на которых высматривали партии для своих дочерей и сыновей главы чинных немецких семейств. Долгое время Шустер-клуб, а просуществовал он с 1772 по 1914, располагался в доме Демидова на наб. Мойки, 64.
В 1774 будет организован Музыкальный клуб, в 1784 — Коммерческое общество для соединения биржевого купечества. Спустя год открылся Танц-клуб для небогатых купцов и мещан.
В XIX веке будут сохраняться традиции праздничной культуры и появляться новые формы досуга.
Материалы подготовлены при участии
Российской национальной библиотеки
.
Уличная выставка "Четыре века делового Петербурга" открыта с 10 мая на Большой Морской улице. Выбор этого места не случаен — именно на этой улице, в здании Главного штаба, когда-то размещалось Министерство финансов Российской империи. Стенды, каждый из которых посвящён одному из веков — 18-му, 19-му, 20-му и 21-му — в наглядной форме представят информацию о развитии промышленности, торговли, банковского дела, связи и коммуникаций, сферы развлечений и т.д. Ещё на одном стенде — информация о деловых СМИ, которые выходили в Петербурге в разные века. Материалы также публикуются на сайте dp.ru и в наших социальных сетях. Генеральный партнёр выставки — Группа компаний
ПСК
.
В работе использованы издания: Барышников М.Н. "Деловой мир Петербурга"; Анисимов Е.В. "Петербург времён Петра Великого".