Благодаря дистанционному предоставлению услуг с помощью телекоммуникационных технологий медицина становится всё менее зависимой от физического местонахождения врача и пациента.
Об этом говорили участники круглого стола "Перспективы развития рынка телемедицины", организатором которого выступил "ДП". По мнению экспертов, современные решения позволят активнее развивать множество важных направлений в медицине и, в частности, реализовывать модель индивидуального подхода к каждому пациенту — особенно в области профилактики.
Ушли в Интернет
В Северной столице в настоящий момент телемедицинские технологии применяют многие медучреждения. Как рассказал генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин, ключевые игроки медицинского рынка города на Неве считают, что это позволяет существенно облегчить коммуникации с пациентами. В частности, телемедицинские решения внедрены в работу на более чем 400 медицинских площадках в клиниках, которые входят в состав Ассоциации.
"Одни клиники на своих платформах совместно ведут пациента, проводят консилиумы. Другие — подключают технологии искусственного интеллекта. Кто-то использует телемедицинские решения для удалённой расшифровки снимков. И многие медцентры и клиники с помощью телемедицины стараются оптимизировать работу ресепшен, перевести запись пациентов и коммуникации с ними в онлайн", — рассказал Александр Солонин.
Качественно меняется направление профилактической и персонализированной медицины. Так, во время пандемии большую популярность набрал удалённый мониторинг состояния пациента, с помощью которого можно наблюдать за пожилыми; контролировать здоровье людей, которым необходимы регулярные обследования, а также состояния работников опасных производств. "Судя по запросам, интерес к мониторингу увеличился за прошедший год в 4 раза", — прокомментировал ситуацию Вячеслав Милованов, системный инженер и специалист по PRTG, менеджер по развитию бизнеса компании Paessler.
Надежда Новикова-Смоленцева, кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра "Энерго", убеждена, что целый ряд отраслей медицины вообще может полностью перейти в дистанционный формат обслуживания пациентов. Например, оказание психологической помощи или консультации психотерапевтов вполне могут осуществляться только посредством возможностей телемедицины.
Состыковать системы
Государство активно поддерживает развитие телемедицины, однако, по мнению собравшихся на круглом столе "ДП" экспертов, и законодателям, и программным разработчикам, и медикам предстоит ещё многое сделать.
"Прежде всего, необходим надёжный мост между всеми информационными системами: Фондом ОМС, а также городскими и региональными сегментами Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). И этот мост должен безошибочно идентифицировать пациента во всех этих информационных системах, — поясняет руководитель Группы компаний "Эко-безопасность" Роман Константинов. — В идеале пациент, получив уникальный идентификатор в ЕГИСЗ, может обращаться за консультацией или за лечением в разные медицинские организации, при этом все сведения о его здоровье аккумулируются в ЕГИСЗ. Ведь при каждом посещении врача информация о состоянии его здоровья заносится в компьютер, и таким образом система накапливает его данные".
Однако в настоящий момент многие цифровые системы разобщены. "Конечно, есть состыковки, есть связи, но всё равно сейчас единого надёжного персонификатора у пациентов нет", — добавил Роман Константинов.
И это существенно тормозит возможность свободного применения многих телекоммуникационных решений. Даже таких простейших, как первичный приём и осмотр, который сейчас закон о телемедицине запрещает делать заочно. Дистанционными могут быть только повторные визиты к врачу и последующее наблюдение на расстоянии. "И это справедливо, поскольку когда первый приём был очный, доктор понимает анамнез, понимает что происходит с пациентом, и, конечно, все последующие консультации будут более правильные и по делу. Сейчас же часто первый очный приём заменен на онлайн-консультации, когда по сути всё сводится просто к совету и просто диалогу врача с пациентом. И от такого общения действительно толку немного. Но когда появится возможность хранить историю болезни пациента в ЕГИСЗ, или же пациент является постоянным клиентом клиники, и там хранится история его болезни, — то и первичный онлайн-приём вполне можно провести", — комментирует Сергей Скородумов, директор медицинского центра "Энерго".
Донести до пациента
Вячеслав Милованов считает, что у рынка телемедицины в России перспективы огромны. По мнению эксперта, в этом направлении наша страна на сегодняшний момент значительно дальше продвинулась, чем государства Европы. "Там всё ещё встречи с врачами записываются на бумажках, нет коммуникации по электронным каналам. По разным причинам — в частности, из-за защиты данных. В РФ сейчас есть более серьёзное преимущество в этом направлении", — сказал Вячеслав Милованов.
Однако говорить о том, что российское население полностью приняло телемедицину, тоже пока преждевременно: сохраняется консерватизм и вполне оправданный страх в отношении ещё не проверенных решений и новых непривычных технологий как со стороны пациентов, так и со стороны руководителей служб в сфере здравоохранения.
По мнению Надежды Новиковой-Смоленцевой, важно доносить до пациентов, что телемедицина полезна, она экономит время. "До конечного потребителя эта информация обязательно должна дойти, какая-то работа в этом плане должна вестись, — уверена участница круглого стола "ДП". — Но на том уровне, на котором сейчас находится телемедицина, когда врач дистанционно не имеет права поставить диагноз и откорректировать лечение, это делать сложно. Поэтому для полноценного развития телемедицины необходимы новые законодательные корректировки".