Ретейлер "Верный" объявил о возобновлении сотрудничества с ГК "ЭФКО" (бренды "Слобода", Altero) и возвращении в продажу товаров производителя. Первые две позиции подсолнечного масла появятся на полках в середине мая. Позже стороны рассмотрят перспективы включения в ассортимент сети дополнительных товаров.
В "Верном" отмечают, что инициатором восстановления сотрудничества стал поставщик. Компания вышла с предложением пересмотреть ценовую политику и вернуть свою продукцию в магазины на условиях торговой сети. Одним из факторов примирения послужило сдерживание закупочных цен на подсолнечное масло до 95 рублей за литр.
Сейчас в "ЭФКО" говорят, что всегда рассматривали "Верный" как стратегического партнера, но в условиях кратного подорожания сырья не могли согласиться с требованием сети не повышать цены на готовую продукцию. После некоторой стабилизации рынка компания вышла с предложением о возобновлении сотрудничества.
Конфликт произошёл в ноябре 2020 года, когда ГК "ЭФКО" объявила о повышении отпускной цены до 48%. Это произошло после достаточно ощутимого взлёта закупочной цены на подсолнечник (с 22 рублей в январе до 45 рублей в ноябре прошлого года). Тогда вместо продукции от этого производителя на полках магазинов появились товары марок "Благо", Almador, "Здоровое меню", Benefitto. Как пояснили в "Верном", после возобновления сотрудничества компаний эти марки останутся, правда, их объём в SKU будет незначительно сокращён.
Эксперты считают, что больше всего от паузы пострадал производитель. В натуральном выражении "ЭФКО" в сети "Верный" входила в топ-5 производителей по количеству реализуемой продукции, обращают внимание представители ГК "Новые технологии".
"С ноября мы наблюдали сокращение продаж, но они были. После того как покупатели раскупили остатки (по скидочной цене), они переключились на других, более доступных производителей масла. За 4 последних месяца 2020 года продажи "ЭФКО" в "Верном" составляли почти 80 тыс. упаковок. Средняя цена одной бутылки — 154 рубля. Несложно подсчитать, что в среднем от одной этой сети "ЭФКО" теряла не меньше 3 млн рублей в месяц", — поясняют эксперты.
Профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Елена Жиряева с такой точкой зрения не согласна. "Группа компаний "ЭФКО" позиционирует себя как экспортёра растительного масла, охват торговых точек страны составляет 85%. В связи с этим потеря сети социальных магазинов, принадлежащих ООО "Союз Святого Иоанна Воина" (к которым относится "Верный") не могла значимо повлиять на бизнес "ЭФКО". В свою очередь, "Верный" укрепил отношения с другими производителями, что позволило ему прогнозировать рост товарооборота в категории растительных масел на 3,3%", — отмечает она. К тому же в декабре компании присоединились к соглашению по сдерживанию цен на масло, которое нивелировало разногласия между ними.
"Учитывая, что цены на подсолнечное масло стабилизируются, производители стали искать способы расширения сбыта, поэтому конфликт "Верного" с ГК "ЭФКО" был улажен, к обоюдному удовольствию сторон. Сети очень удобные партнёры для производителей: проще заключить один договор о гарантированных поставках в тысячу магазинов, чем тысячу договоров по одному магазину", — резюмирует сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.