Дирекция дамбы просит отказаться от строительства намыва, поскольку он создаёт угрозу наводнений. Но инвестор говорит, что он опытный и не боится.
Как сообщил в ответ на запрос депутата Алексея Ковалёва исполняющий обязанности гендиректора ФКП "Дирекция комплекса защитных сооружений (КЗС. — Ред.) г. Санкт–Петербурга Минстроя России" Рим Ишмуратов, продолжение намывов в акватории Невской губы "нецелесообразно", поскольку вступает в противоречие "с гидродинамическими расчётами, положенными в основу создания и безопасной эксплуатации КЗС" и не способствует сохранению "проектной аккумулирующей способности Невской губы, принятой в проекте КЗС".
Говоря простым языком, Маркизова лужа становится всё меньше и способна вмещать всё меньше воды из Невы (Неве требуется всё меньше времени, чтобы лужу заполнить). Эта вода не может выходить в Финский залив, когда отверстия в дамбе перекрывают в непогоду для борьбы с нагонной волной. Таким образом, городу вновь угрожают наводнения, но источником их является уже не Финский залив, а Ладога и человеческий фактор. По словам Ишмуратова, именно намыв у Васильевского острова наиболее опасный, его влияние уже подтвердилось в результате подъёма уровня воды в сентябре 2018 года. "При планируемом создании намывных территорий западнее Васильевского острова (“Морской фасад”) наибольший подъём уровня воды будет наблюдаться в реке Большая Нева, что может привести к ущербу в исторической части Санкт–Петербурга, включая ущерб для культурных объектов мирового значения", — добавил чиновник.
Негативная активность
Пока реализована только южная часть намыва у Васильевского. Права на создание и застройку северной части приобрёл в минувшем году холдинг "ЛСР". Там "ДП" рассказали, что узнали о позиции дирекции дамбы из сообщений СМИ. И коммерсанты как будто были удивлены такому заявлению.
"Согласно экспертным заключениям, которые есть у компании, намывы, занимающие менее 1% площади Невской губы (а данный намыв займёт 0,61%), практически не сказались на уровне остаточных наводнений", — сообщили в ЛСР. Там также сослались на исследование, выполненное в 2018 году Северо–Западным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. "Результаты показали, что намыв в северной части Васильевского острова не окажет существенного влияния на скорость подъёма воды в главной водной артерии Северной столицы", — поведали в холдинге. Предприниматели считают, что имеют беспрецедентный опыт намыва (южной его частью несколькими годами ранее занимался этот же холдинг). Тогда "не было отмечено негативной активности со стороны каких–либо депутатов — их запросы в Дирекцию комплекса защитных сооружений почему–то появились только в преддверии выборов", добавили в ЛСР.
Новые острова
Руководитель Северо–Западной общественной экологической организации "Зелёный Крест" Юрий Шевчук находит рассуждения дирекции справедливыми, но принципиального значения в рукотворных намывах не видит.
По его словам, Нева несёт песок, гравий, осадочные породы. Из них в устье сами собой сформируются новые намывные острова, и это будет естественным процессом. Поскольку исторически они ещё не успели сформироваться: нынешняя дельта на самом деле является частью материка, и существующие острова, на которых стоит Петербург, не намывные, а образованы рукавами реки. "Всё равно Нева будет наносить достаточно большое количество осадочных пород, и Невская губа будет мелеть", — говорит Шевчук. Правда, искусственные намывные территории могут ускорить этот процесс. Обернуть его вспять, занимаясь дноуглублением, вряд ли возможно, учитывая усилия, которые приходится периодически тратить на углубление Морского канала.
Горячие головы
Вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович в инициативном порядке разработал концепт, предполагающий взять нижнюю часть Невы в тоннель и вывести её за пределы дамбы. Таким образом зодчий предлагает решить проблему избыточного стока и накопления воды в Маркизовой луже, которая по мере подъёма уровня Мирового океана будет ощущаться всё острее. В перспективе 50–100 лет игнорировать её будет уже невозможно, и просто дамбой отгородиться от наводнений не получится, поделился опасениями с "ДП" архитектор. "В моменты краткосрочных наводнений природа как бы имитирует постоянное состояние 2100 или 2150 года. В эти часы вода поднимается как раз до того уровня, как она постоянно будет находиться после климатических изменений", — говорит он. Варианты борьбы со стихией — предмет научной дискуссии. "Есть ещё горячие головы, которые предлагают в Шлиссельбурге дамбу построить. Но что же, тогда Невы не будет, это будет каньон для реки Колорадо?" — рассуждает архитектор.
В то же время Гайкович обратил внимание, что под проект намыва у Васильевского острова наверняка заключено множество взаимных обязательств, ещё не существующая земля по сути уже продана, поэтому отменить такой проект непросто.
Напомним, что ранее Смольному удалось отбиться в суде от ООО "Зингер девелопмент", которое хотело создать намыв в Финском заливе в районе посёлка Ольгино. Примечательно, что в городском правительстве тоже (как и в ЛСР) сослались на исследования Росгидромета, правда, выводы на сей раз были противоположные.
В данном случае в ведомстве обратили внимание на потенциальную опасность новых намывов. И предупредили, что к реализации подобных проектов не стоит приступать, пока не просчитана полноценная модель использования комплекса защитных сооружений (см. "ДП" № 20 от 18.02.2019).