КГИОП утвердил новое охранное обязательство для Охтинского мыса, детали которого засекречены.
Как стало известно "ДП", соответствующее распоряжение было выпущено 11 мая. Документ пришёл на смену охранному обязательству, которое было утверждено комитетом осенью 2019 года. Из него, напомним, стало известно, что под государственную охрану взяли лишь около 15% территории мыса, на котором сохранились остатки древних крепостей Ниеншанц и Ландскрона. Причём не как объекты недвижимости, а как культурный слой, который может быть изъят в ходе раскопок (см. "ДП" № 179 от 21.11.2019).
На сей раз план границ и предмет охраны не обнародованы. Очевидно, на основании приказа Минкульта "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию". В документе на сайте КГИОП адрес участка замазан чёрной полосой, а приложения с паспортом объекта и его границами вовсе не приводятся.
Теоретически границы могли снова измениться на основании также секретного (как и в прошлый раз) приказа Минкульта. Проведение публичной историко–культурной экспертизы в таких случаях необязательно, как показывает история с изменением предмета охраны фильтроозонной станции на Пеньковой ул. Тогда КГИОП сослался на приказ Минкульта, который позволяет менять предмет охраны "на основании документов или результатов историко–культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения".
Впрочем, юрист Павел Шапчиц (который вместе с другими градозащитниками добивается взятия под охрану всей территории на Охте) склоняется к тому, что границы и предмет охраны остались прежними, а новое охранное обязательство нужно комитету для того, чтобы прекратить судебное разбирательство по поводу старого. Он рассказал "ДП", что заседание, где, очевидно, будет поднят этот вопрос, назначено на вторник, 18 мая. Это одно из четырёх судебных дел, которые касаются существующего ныне на карте объекта культурного наследия "Ниеншанц". Процессы шли не слишком удачно для градозащитников, поскольку суды не хотели рассматривать по существу историко–культурную экспертизу, на основании которой были определены границы памятника, и не соглашались менять эти границы.
В связи с чем в этом году общественники инициировали ещё одно, пятое дело, с принципиально другими требованиями. В нём от КГИОП требуют признать в качестве отдельного выявленного объекта культурного наследия крепость Ландскрону (ныне она вообще не входит в границы существующего памятника, говорит Шапчиц). Недавно активистам удалось добиться по этому делу обеспечительных мер: запрета вести на территории Ландскроны земляные работы с заглублением более чем на 5 метров.
Отметим, что в соответствии с новым охранным обязательством собственнику участка, компании "Газпром нефть", поручено в течение 40 месяцев, то есть не позднее осени 2024 года, выполнить "благоустройство территории". Этот срок практически не изменился по сравнению с прошлой версией документа (там речь шла о 60 месяцах, из которых как раз около 20 уже прошло).
Президент, правда, давал поручение к 1 мая 2021–го "рассмотреть вопрос о создании историко–археологического музея–заповедника и представить соответствующие предложения". Но в Смольном заявили, что договорились с "Газпром нефтью" о создании выставочного зала площадью 1,5 тыс. м2.
В КГИОП "ДП" заявили, что издание новой редакции связано с изменением порядка принятия таких документов.
"В новом охранном обязательстве сущностные требования, предъявляемые к собственнику, не изменены", — сообщила пресс–секретарь ведомства Ксения Черепанова.