Инвестиционно-управляющая компания STEIT начинает строительство сети районных торговых центров. Первым объектом станет ТРЦ "Экопарк" в Мурино.
Торгово-развлекательный центр общей площадью 24,5 тыс. м2 будет построен рядом с основным съездом КАД в Мурино, на Охтинской аллее. Разрешение на строительство объекта было получено в апреле 2021 года, срок реализации — около 2 лет. Объём инвестиций в проект эксперты оценили в 1,2 млрд рублей. В комплексе появится первый в Мурино кинотеатр, фуд-холл с актуальными гастрономическими концепциями, ресторан с террасой, супермаркет, более 80 магазинов.
Сейчас в Мурино проживает более 160 тыс. человек, в перспективе 3–5 лет ожидается прирост ещё на 60–80 тыс. человек за счёт ввода новых жилых комплексов. "Жители новых районов — это преимущественно молодые активные семьи в возрасте 30–35 лет со сформированным запросом на современные общественные пространства, шопинг в качественных комплексах, возможности для семейного досуга рядом с домом. Кроме того, ввод новых торговых площадей позволит федеральным брендам, ранее не представленным в развивающихся районах города, расширить зону присутствия", — говорит Мария Парфененко, генеральный директор инвестиционно-управляющей компании STEIT. Архитектурная концепция ТРЦ "Экопарк" была разработана совместно с бюро Blank Architects.
Районные торговые центры — сравнительно свободная рыночная ниша в Петербурге и ближайших пригородах, говорят участники рынка. "В новых районах торговля представлена только малыми форматами — встроенные помещения, павильоны и так далее. С определённого момента в них появляется рыночный потенциал для создания районного ТЦ", — говорит Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg. С ним согласна Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге. "Районные торговые центры — это тот формат торговой недвижимости, который сейчас активно развивается в новых жилых районах Петербурга и Ленобласти. В Мурино формат торговли представлен хаотичным набором арендаторов разного формата и ценового сегмента на первых этажах жилых домов", — полагает она.
Несмотря на то что коммерческая инфраструктура, как правило, уже представлена в формате street retail в новых жилых домах, арендаторы не всех профилей (особенно крупноформатные) могут разместиться в таких помещениях. "ТРК и "магазины у дома" — два разных формата. В последние заходят в основном за продуктами и товарами первой необходимости. А торговые центры удобны тем, что в них сосредоточено множество разных магазинчиков, а значит, покупатель может приобрести и товары для дома, и мебель, и стройматериалы, и одежду в одном ТЦ, что значительно экономит время", — говорит Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group).
"В районных торговых комплексах располагаются ретейлеры, которые ориентированы на повседневный спрос, в том числе продуктовые ретейлеры, магазины товаров импульсивного и повседневного спроса. Перечисленные профили, как правило, обладают высоким потенциалом, чтобы генерировать арендный доход. Важный элемент — заведения общепита в разных форматах: кофейни, кафе, рестораны. Иногда добавляется досуговая составляющая. С одной стороны, она менее доходна, чем ретейл-профили, с другой — формирует положительный имидж торгового центра, создаёт дополнительную тягу, способствует формированию community-пространства", — считает Евгения Кулеш, замдиректора департамента консалтинга Colliers.
Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК "ПСК", поддерживает мнение. "Стрит-ретейл не может на 100% заменить торговые центры. Формат объединяет под одной крышей не только шопинг, но и важнейшую для развивающихся районов досуговую функцию. Когда мы выходили с проектом культурно-досугового центра в Славянку, то изначально определили, что почти половина площадей будет отведена именно под широкую социальную функцию. Кроме этого, мы сделали общественное пространство с ландшафтным дизайном прилегающей территории, пространством для прогулок. В таком формате мы видим развитие этой ниши, поскольку в локальном аспекте классические ТЦ многофункциональным комплексам проигрывают. В результате высокая заинтересованность арендаторов даже в кризисном 2020 году: к моменту открытия нашего проекта в Славянке мы обеспечили 100%-ную сдачу площадей", — рассказывает он.
Однако в данном случае, по мнению Валерия Трушина, руководителя отдела исследований и консалтинга IPG. Estate, заявленная площадь и потенциальный состав операторов избыточны. "Рядом есть МЕГА, до которой 10–15 минут на автомобиле, и при прочих равных, выбирая досуг выходного дня, потребитель выберет именно большой ТРК", — уверен он.