От запуска грузо–пассажирского пункта пропуска порт "Морской фасад" отделяет только распоряжение Минтранса.
Проект соответствующего приказа об открытии грузо–пассажирского пункта пропуска в "Морском фасаде" уже подготовлен и опубликован на федеральном портале для раскрытия проектов нормативно–правовых актов. По регламенту Минтранса издание самого приказа ожидается в ближайшие 2 месяца. К возможности принимать и отправлять грузовые паромы "Морской фасад" готовился с 2019 года. Пока порт может принимать только паромы с пассажирами, легковыми автомобилями и автобусами.
Эксперты полагают, что открытие пункта было бы весьма актуально, если бы не ситуация с границами.
Застройку земельного участка площадью более 328 тыс. м2 около "Морского фасада" с целью реконструкции пункта пропуска в морском порту для круглогодичного приёма грузовых автотранспортных средств Смольный разрешил 3 года назад. Планировалось, что работы завершатся в 2021 году, однако удалось закончить раньше — в декабре 2020 года.
Была создана новая инфраструктура служб пограничного и таможенного контроля для оформления всех видов автотранспорта, которые перевозят паромы. Ранее паромы швартовались на территории Морского вокзала, инфраструктура которого устарела и не позволяла комфортно и безопасно оказывать услуги.
"Современная инфраструктура, построенная в “Морском фасаде”, успешно решит задачи по качественному, быстрому и безопасному обслуживанию всех клиентов паромных линий. Общая расчётная максимальная способность пункта пропуска не увеличится и будет предусматривать в том числе 8,3 тыс. единиц накатных грузов (те, что помещаются непосредственно в автомобилях. — Ред.) в год", — прокомментировали "ДП" в "Морском фасаде".
Финансирование проекта осуществлялось за счёт внебюджетных средств (собственных средств АО "Пассажирский порт Санкт–Петербург “Морской фасад”"). Общий объём инвестиций в проект составил 453 млн рублей, сообщили "ДП" в порту, из них 2,56 млн евро были предоставлены в виде гранта программы приграничного сотрудничества "Россия — Юго–Восточная Финляндия 2014–2020".
30 апреля 2021 года построенные объекты проинспектировала межведомственная комиссия, в которую входили представители Минтранса, ФГКУ "Росгранстрой", ФСБ, ФТС, Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Члены комиссии обследовали новый комплекс зданий и сооружений и приняли работы без замечаний.
За закрытыми границами
"Пандемия и введённые вследствие неё ограничения существенно повлияли только на пассажиропоток, при этом грузовые перевозки продолжают осуществляться. На сегодняшний день идёт проработка вопроса загрузки мощностей с различными логистическими компаниями", — объяснили "ДП" в "Морском фасаде" актуальность запуска грузового терминала в коронавирусный период.
Необходимость в открытии грузо–пассажирского пункта пропуска в "Морском фасаде", поскольку перевозки грузов не прекращались из–за пандемии, видит и генеральный директор паромной линии MOBY SPL Сергей Котенёв. К слову, MOBY SPL называли одним из главных интересантов создания грузового терминала в "Морском фасаде". В компании актуальность данного вопроса подтвердили.
"Одним из важнейших направлений в работе паромной линии MOBY SPL являются грузоперевозки. В течение долгого времени порт “Морской фасад” являлся исключительно пассажирским, поэтому постановка парома на регулярной основе была невозможна из–за отсутствия грузовой компоненты. В настоящее время с учётом создания инфраструктуры в “Морском фасаде” основным вариантом является перевод линии MOBY SPL на данный терминал. Мы ведём переговоры с руководством порта по этому вопросу", — сказал "ДП" Сергей Котенёв.
Собеседники издания говорят, что среди основных конкурентов "Морского фасада" по работе с грузами — ООО "Феникс", работающее в порту Бронка. Порт комментировать появление нового игрока на рынке не стал.
Директор по маркетингу Viking Line на иностранных рынках Илья Беруненко считает, что открытие пункта было бы весьма актуально, если бы не ситуация с границами и отсутствие чётких перспектив их открытия.
"“Морской фасад” предназначен в первую очередь для пассажирских судов, поэтому при закрытых для туристов границах заход в порт изначально убыточен. Добавление грузовой составляющей, безусловно, возможности расширяет. Но опять же, если рассуждать с точки зрения эксплуатации круизных паромов, отсутствие пассажиров не позволяет сделать прибыльными сугубо грузовые паромные отправления", — говорит Беруненко.
Когда границы вновь откроются, "Морской фасад" создаст конкуренцию в первую очередь сухопутным границам России с Финляндией и Эстонией, считает эксперт. Часть грузов определённо пойдёт морским путём, но дать точную оценку объёмам, интересантам и конкуренции пока невозможно, так как нет понимания будущих маршрутов и периодичности отправлений. Если новые маршруты будут затрагивать и другие страны, например Швецию, то конкуренция будет также с линиями Хельсинки/Турку/Таллин — Стокгольм и Палдиски — Капельшер. В конечном счёте всё будет зависеть от расписания — для грузоперевозчиков критичны фактор скорости и выбор максимально быстрого пути в точку назначения.
"Если бы “Морской фасад” ранее связывали регулярные маршруты с другими балтийскими столицами, то как транзитные они могли бы сохраняться и сейчас. Например, круизные отправления можно было бы адаптировать под формат без выхода на берег пассажиров, оставив только загрузку и погрузку накатных грузов. Но и здесь определяющей была бы стоимость обслуживания маршрута и рентабельность. Ввиду сокращённого количества пассажиров на борту (ограничения плюс формат без выхода всегда менее привлекателен) это означает сокращение развлекательных программ, времени работы ресторанов и баров. Что, с точки зрения пассажиров, означает меньшую привлекательность поездки", — прокомментировал "ДП" Илья Беруненко.
Беспокойство островчан
При строительстве "Морского фасада" в 2005 году жителям Васильевского острова власти обещали, что порт будет ориентирован только на пассажирские перевозки. В 2015 году решением федеральных властей порт получил статус грузо–пассажирского. С тех пор жители острова опасаются, что его превратят в транзитную зону с потоками грузов.
"Транспортная ситуация в Василеостровском районе никоим образом не изменится в худшую сторону, поскольку грузо–пассажирские паромы компании St. Peter Line (в настоящее время MOBY SPL) с 2010 года до начала пандемии осуществляли грузовые операции на причалах Морского вокзала, расположенного на площади Морской Славы", — комментируют перспективы в "Морском фасаде", отмечая развитие транспортной инфраструктуры на Васильевском острове.
Пока у порта нет прямого заезда на Западный скоростной диаметр, но обслуживать транспортные потоки сможет перспективная южная развязка с ЗСД в районе Шкиперского протока. Планировалось, что её построят уже в 2022 году, в 2020–м проектная документация даже получила положительное заключение Главгосэкспертизы. Но из–за пандемии и секвестра бюджета торги объявлять не стали. Новые сроки власти пока не озвучивают.
"Кроме того, совместно с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры идёт проработка проекта пробивки Морской набережной до набережной Макарова через 3–й и 4–й Смоленские мосты", — добавили в "Морском фасаде".
Что же касается дальнейшей судьбы Морского вокзала, имущественный комплекс которого уже передан в уставный капитал АО "ПП СПб МФ", то ведётся разработка проекта его реконструкции и развития прилегающей территории.
"Благодаря этому Морской вокзал можно будет использовать не только в качестве терминала для приёма судов, но и как отель, торговый и бизнес–центр с предоставлением комплекса услуг для туристов, а на прилегающей территории будет создана рекреационная зона", — говорят в "Морском фасаде".