Малышам тут не место: петербургский рынок ретейла поделят мегаигроки

После серии крупных сделок доли основных торговых сетей в Петербурге могут существенно перераспределиться. Всё идёт к тому, что через несколько лет рынок будут делить всего пять–шесть мегаигроков.

В Петербурге уже не первый год складывается парадоксальная ситуация — совокупная доля крупных торговых сетей на продовольственном рынке превышает 80%. Это нехарактерно для других регионов России, где доля крупного ретейла не превышает 20–30%. В некоторых регионах, например на Дальнем Востоке или в Калининграде, и вовсе представлены не все федеральные сети. В городе же на Неве концентрация игроков только увеличивается.

Южные амбиции

"Магнит" собирается закрыть сделку по покупке всей сети "Дикси" в августе этого года. Её сумма составляет 92,4 млрд рублей. Под управление компании перейдёт 458 торговых точек в Петербурге и Ленобласти. За счёт этого краснодарская сеть удвоится по количеству магазинов и заметно увеличит долю рынка.
"“Магнит” исчерпал все другие инструменты, чтобы органически зайти в число лидеров петербургского рынка. Здесь компания существует не один год, и все её попытки развиваться позволили войти только в топ–10 петербургского ретейла. Но с точки зрения масштабов и амбиций компании это далеко от того, чего они хотели бы", — считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Пока, по данным петербургского УФАС, первое место с долей 31,75% занимает X5 Group, на втором месте находится "Лента" с долей 17,55%, далее "О'Кей" — 10,12%, а потом уже "Дикси" (7,42%) и "Магнит" (7,24%). После закрытия сделки "Магнит" имеет все шансы войти в местный топ–3, вытеснив из тройки лидеров "О'Кей". Учитывая, что у Х5 формально действует ограничение на запуск новых магазинов, "Лента" открывать гипермаркеты пока не планирует, да и не сразу освоит новый формат супермаркетов и "мини–Лент", у краснодарской компании есть хорошие шансы на успех.
Отдельно стоит поговорить о перспективах развития лидера петербургского рынка — X5. Компания уже не первый год превышает допустимую законодательством долю рынка 25%, но до сих пор продолжает открывать новые магазины. "Компания воспользовалась лазейкой в законе о торговле, по которому запрет на открытие новых магазинов сохраняется, но по ранее заключённым договорам работать можно. Когда X5 стали понимать, что скоро их доля на берегах Невы достигнет 25%, то стали активно заключать договоры аренды на любые пригодные в перспективе для торговли объекты. Так они получили возможность открыть ещё некоторое количество торговых точек", — объясняет схему Федяков. По его мнению, такая история должна расследоваться ФАС.
В пресс–службе X5 Group подтверждают, что, согласно официальным данным ФАС Санкт–Петербурга, их доля по–прежнему выше 25%. "Соответственно, открывать новые магазины мы не сможем как минимум до публикации данных за 2021 год. Но будут возможны замены объектов (открытие новых за счёт закрытия старых)", — уточняют в компании.
Петербург является самым высококонкурентным рынком в России, признаются в X5, поэтому они продолжат фокусироваться на повышении собственной эффективности продаж с квадратного метра, росте лояльности посетителей, а также активном развитии онлайн–каналов продаж. "Тот факт, что развитие приостановлено с 2019 года, а наша доля по–прежнему превышает порог в Петербурге, подтверждает, что мы справляемся с задачами по улучшению показателей в регионе, в том числе розничного товарооборота", — считают в X5.

Убить Billa

Петербургская компания "Лента" также летом планирует приобрести 161 супермаркет Billa Russia GmbH, который находится в Москве и Московской области. Это позволит ретейлеру серьёзно укрепить свои позиции в столичном регионе. В пресс–службе "Ленты" ответили, что в результате приобретения Billa ретейлер удвоит общее количество супермаркетов сети, достигнув показателя в более чем 300 магазинов, а также займёт второе место по числу супермаркетов в Москве.
Партнёр One Story Ольга Сумишевская считает, что эта сделка выглядит отчасти как покупка компетенций в малом формате, которые "Лента" только развивает.
"Я не уверена, что они в ближайшее время будут менять бренд, потому что у Billa явно есть свой покупатель. Возможно, ретейлер сможет скопировать модель работы с ассортиментом и малыми форматами и применить в своих торговых точках. Либо, имея уже готовый актив, не будет развивать свой мини–формат", — говорит Сумишевская.
Однако в самой сети предположение эксперта опровергли: "После одобрения сделки с ФАС мы начнём процесс интеграции магазинов в нашу сеть. Супермаркеты будут работать под брендом “Лента”, формат будет подбираться в зависимости от местоположения магазина, его размера и других факторов".
На рынке Петербурга "Лента" занимает вторую строчку. Покупка московских магазинов, вероятно, ничего не изменит. Сумишевская считает, что ретейлер в ближайшие годы не сможет существенно увеличить свою долю. "Я пока не вижу предпосылок для этого. Гипермаркеты не дают нужного прироста, а востребованный малый формат только тестируется", — говорит она.

Дисконт–агрессор

Возможно, в скором времени на российском рынке появится ещё один сильный игрок — немецкая сеть дискаунтеров Lidl. Пока они лишь зарегистрировали товарный знак в Роспатенте.
"Когда Lidl заходят в новые страны, они просто убивают рынок местных сетей. Например, когда они открылись в Прибалтике, у них розничные цены были ниже, чем закупочные у местных сетей", — предупреждает Сумишевская.
Однако в последнее время иностранные ретейлеры, наоборот, уходят с российского рынка. Например, турецкая Ramstorе, французская Carrefour, финская K–Ruoka (которую, кстати, тоже купила "Лента"). Уцелевший "Ашан" чувствует себя не очень хорошо.
Руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников считает, что низкие доходы российских домохозяйств требуют качественных управленческих решений. "Часто иностранные ретейлеры не учитывают российскую специфику и реалии. Тот же Carrefour вёл неправильную ценовую политику, выставляя цены на продукты выше, чем у конкурентов", — отмечает эксперт.
Сумишевская подчёркивает, что многие иностранные компании много лет назад зашли на благодатную почву, когда местные сети были не так развиты, а рынок рос сам по себе. Со временем российские ретейлеры оказались более гибкими и оперативными в принятии решений и внедрении изменений.
Консолидация на рынке продолжится, более крупные федеральные игроки и дальше будут поглощать местные сети. В Петербурге их осталось не так уж и много. За последние пару лет город потерял сети "Полушка", "Нетто", "Семья", Spar, "Оптоклуб Ряды". Неизвестна судьба "Лэнда" — на рынке давно ходят слухи о его продаже. Рыночная сила сейчас на стороне крупных игроков. Потребитель сосредоточен на цене, и это является существенным фактором при выборе магазина.
"В Петербурге уже скоро мы сможем увидеть пример, когда пять–шесть крупных игроков поделят рынок добросовестной розничной торговли. И это произойдет раньше, чем в остальных регионах России, потому что в Северной столице уже и до этого консолидация была выше", — считает Иван Федяков. Он подчёркивает, что крупные ретейлеры получили слишком большое конкурентное преимущество. Закон о регулировании потребительского рынка не позволяет вернуть назад конкурентную среду и возможность развиваться всем брендам, как это было в начале 2000–х годов.
Несколько лет назад, после определения порога присутствия розничной сети в регионе, стали понятны основные правила игры на рынке ретейла. Суть их в том, что останется не менее четырёх ретейлеров, каждый заберёт 25% рынка. На сегодня понятны двое из этих четверых: X5 и "Магнит". Где–то порога достиг один из ретейлеров, где–то другой. Но в любом случае в регионах присутствия скоро обе сети остановятся на черте 25%. В связи с этим покупка "Дикси" глобально не повлияет на расклад сил. Юридическое оформление сделки пройдёт не быстро. Не думаю, что "Магнит" сочтёт целесообразным ребрендинг всех магазинов. Более того, из бесед с менеджментом компании "Дикси" я узнал, что часть магазинов продолжит работать под старым брендом в качестве обособленного подразделения компании "Магнит". Сеть "Лента" является одним из лидеров рынка и будет продолжать экспансию в регионы. Покупка Billa — хороший шаг. Логично ожидать действий по увеличению присутствия и в Петербурге. Зарубежным сетям, даже такому сильному игроку, как Lidl, будет очень трудно на российском рынке, так как в странах присутствия они занимают сильные позиции и отвыкли от жёсткой борьбы за место под солнцем. Кроме того, уже не осталось свободных удачных мест, поэтому создать сеть из успешных магазинов будет или долго, или дорого. Я думаю, что, набив себе шишки, Lidl, как и большинство других варягов, примет решение о "концентрации усилий на более выгодных рынках".
Сергей Илюха
член правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла
Доля "Дикси" в Петербурге среди крупных сетевых ретейлеров по количеству торговых точек близка к 22%, "Магнита" — 26,5%. У "Пятёрочки" почти столько же — 25,5%. Но с учётом приобретения "Дикси" ретейлер "Магнит" в количественном выражении получит долю почти 48,5% в Петербурге от всего сетевого ретейла. В Ленобласти процессы и результат будут похожи: доля "Дикси" — 12,5%, доля "Магнита" в разных форматах близка к 38%, "Пятёрочки" — почти 36%. С учётом покупки "Дикси" доля "Магнита" повышается до 50,5%.
Дмитрий Галкин
управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic
Если возвратиться к вопросу экосистем, то следует упомянуть, что в России пандемия привела к появлению первой экосистемы в традиционном ретейле. Сеть "Магнит" создала мощный IT–департамент, который развивает новые сервисы. И уже сейчас мы увидели структурные изменения на рынке FMCG и ретейла — поглощения в сегменте торговых сетей. Для потребителей и поставщиков позитивные эффекты от развития экосистем заключаются в упрощении процессов взаимодействия потребителей и поставщиков.
Алексей Рыбаков
генеральный директор IT–компании Omega