Кризис прошлого года спровоцировал увеличение теневого сектора риелторских услуг, а из–за роста спроса на недвижимость в Петербурге активизировались мошенники
В ОНФ подсчитали, что около 70% риелторских услуг в России — в тени. Прочие эксперты оценить объёмы серого рынка не берутся.
Рынок всё больше разбивается на несвязанные сегменты и усложняется, считает руководитель агрегатора — агентства Restate.ru Андрей Добрый. "Белые" рынки крупных покупок коммерции и новостроек прозрачны и легко просчитываются. Они проходят официально через банки, застройщиков, крупные структуры, а риелторам достаётся небольшой объём "белых" комиссионных (2–5%). Серым зачастую остаётся рынок "прошлого" — сложные цепочки и сделки, разъезды и продажи вторички. Директор по продажам агентства премиальной недвижимости Point Estate Роман Амелин считает, что любые процентные данные по тени — лишь умозрительные заключения.
"Нужно разделять брокеров по коммерческой и жилой недвижимости. Первый рынок более цивилизован, там непонятных игроков не более 30%. Обилие недобросовестных риелторов не является большой проблемой для профессиональных брокеров. Кто работает честно, имеет стабильный поток клиентов и доходов", — объясняет он. По подсчётам Ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти, в тени около 50% — от "левых" сделок в обход агентств до обманов и подделки документов.
Рынок без контроля
В России нет чёткого законодательства, регулирующего риелторский сектор. В этом направлении сейчас работает Российская гильдия риелторов, но без особой поддержки государством. Из–за этого порог входа в профессию слишком прост: "Практически любой может назвать себя риелтором, не имея и десятой доли необходимых знаний для качественного оказания услуги", — отмечает глава Ассоциации риелторов СПб и ЛО Дмитрий Рубин.
В Европе законы, регулирующие рынок, давно действуют. В Германии риелторы заканчивают спецкурсы, получают лицензию и могут её лишиться по суду за некачественные услуги. В России своя система сертификации есть, но добровольная.
Коршуны слетелись
Серая зона (и пандемия)тем временем плодят мошеннические схемы. В Ассоциации риелторов СПб и ЛО уверены: за последние 5 лет мошенничество выросло примерно на 20%. Свою роль сыграло развитие цифровой составляющей рынка.
В кризис люди хотят поскорее вложить накопления в недвижимость, торопятся принять решение. Желающих купить больше, больше и денег. За 3 месяца самоизоляции число сообщений об авантюристах, выдающих себя за сотрудников агентств, выросло в 5 раз по сравнению с целым предыдущим годом (март 2019 года — март 2020 года), рассказали "ГЖ" в "Инком–Недвижимости". "Это схема — представиться сотрудником известной риелторской компании, предлагая услуги по оперативному и гарантированному подбору нанимателей. Или вариант для арендаторов — мошенник размещает объявление на интернет–площадках со своим телефоном, без упоминания бренда", — поясняет замдиректора департамента аренды квартир компании Оксана Полякова.
Сейчас купить квартиру можно онлайн — мошенники получают возможность воспользоваться электронными данными и изъять у собственника жилплощадь. Зачастую жертвы узнают об этом не сразу: электронную подпись можно подделать, взломать кабинет на сайте госуслуг, оформить подпись по фальшивым документам. Правда, число таких онлайн–мошенничеств пока невысоко.
В целом на рынке новых оригинальных схем давно не отмечали. Самой распространённой до сих пор остаётся продажа квартиры человеком с психическим расстройством: после родственники или опекуны экс–владельца идут в суд, требуя признать соглашение недействительным. Заставить продавца вернуть сумму, выплаченную за покупку квартиры, сложно.
Однако мнения игроков рынка разделились. Роман Амелин считает, что мошенников, напротив, становится меньше, остаются они в низких ценовых сегментах в регионах. "Сделки совершаются с участием нотариусов, которые проверяют добропорядочность сторон. Поэтому жертвами мошенников, использующих цифровые данные, могут стать только слои населения, имеющие совсем слабый уровень цифровой грамотности", — рассказывает он.
Андрей Добрый тоже считает, что мошенники постепенно уходят, часть — в Youtube и в Telegram с обещаниями 300% годовых и устаревшими схемами "купи на котловане и перепродай". "Большинство мошенников на стыке финансов и недвижимости теперь стали блогерами и говорящими головами", — добавляет он.